.

Бизнесу прописали «антипосадин»

Масштабы необоснованного уголовного преследование бизнесменов стали такими, что потребовалось экстренное вмешательство Президента РФ. И он вмешался. Правда, предложенное главным лечащим врачом лекарство может иметь некоторые побочные эффекты, весьма ощутимые.

Президент Владимир Путин дал поручение Верховному суду и Генпрокуратуре к декабрю текущего года проанализировать ситуацию с содержанием под стражей подозреваемых в экономических преступлениях, а также сократить основания для продления ареста по этой категории дел. Об этом сообщила 27 февраля пресс-служба Кремля. До 1 июля должны быть подготовлены поправки в статьи 108 и 109 УПК РФ - они должны сократить основания для продления срока содержания в СИЗО лиц, обвиняемых в преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. Кроме этого, от Верховного Суда и Генпрокуратуры ожидается совместный доклад с анализом практики применения такого квалифицирующего признака, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Напомним, в недавнем послании Федеральному собранию президент РФ заявил о необходимости «избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства». «Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания. Уже обращал внимание на эту проблему в одном из посланий, приводил соответствующие цифры. Ситуация, к сожалению, не сильно изменилась», - посетовал Путин.

Тот факт, что половина уголовных дел в отношении предпринимателей прекращается до суда, президент объяснил тем, что их «возбуждали кое-как или по непонятным соображениям». На практике это означает, что бизнес преследуемого предпринимателя разваливается, а десятки сотрудников теряют работу.

Путин заявил, что это становится серьезной проблемой для экономики. Он также обратил внимание на то, что сотрудники одной компании только по факту совместной работы часто попадают под такой квалифицирующий признак, как группа лиц по предварительному сговору, что влечет более строгую меру пресечения на этапе следствия и более тяжелое наказание позднее. «Это вообще ерунда какая-то, но такое бывает, к сожалению», - прокомментировал президент.

Справочно

По данным ВС РФ, в 2018 году суды 212 тысяч раз продлевали срок содержания в СИЗО, удовлетворив более 97% ходатайств следствия. При этом многие постановления не мотивированы, в них имеются лишь ссылки на необходимость производства одних и тех же процессуальных действий, для которых срок содержания под стражей уже продлевался ранее.

Он выступил за жесткое ограничение поводов, по которым фигурантам экономических уголовных дел продлевают сроки содержания под стражей, и отметил, что часто это делают без веских оснований - например, из-за нехватки времени или затягивания следствия. В связи с этим Путин попросил Верховный Суд и Генпрокуратуру «проанализировать еще раз эти проблемы и представить соответствующие предложения».

Президент также поддержал идею создания специальной цифровой платформы, с помощью которой предприниматели могли бы публично сообщать о давлении на бизнес и добиваться рассмотрения вопроса по существу. В пилотном режиме такая платформа должна заработать уже к концу года, велел Путин.

Он приветствовал и предложение правительства «серьезно пересмотреть правовую базу контрольно-надзорной деятельности», но добавил, что этого мало – «надо пойти на более радикальные шаги».

В частности, Путин предложил с 1 января 2021 года прекратить действие всех существующих нормативных актов в сфере контроля и надзора, а также ведомственные региональные приказы, письма и инструкции с тем, чтобы за эти два года при участии делового сообщества обновить нормативную базу.

«Ведь там по некоторым направлениям, по некоторым ведомствам вот такие фолианты, вот такой толщины, они же десятилетиями накапливались, еще с советских времен многие работают, со времен "очаковских и покоренья Крыма"», - процитировал Путин грибоедовское «Горе от ума». Президент призвал «засучить рукава» и, «действительно, оставить только то и обновить по-современному то, что действительно нужно для организации работы».

«Президент действительно недоволен»

Все мы уже привыкли к тому, что многие благородные инициативы, в том числе и президентские, искажаются, словно в кривом зеркале. Либо сознательно, либо «не так поняли» или «неверно интерпретировали». Наверное, поэтому и сейчас, когда президент в своем послании прямо осудил чрезмерное давление на бизнес, его пресс-секретарю Дмитрию Пескову пришлось пояснять: президент имел ввиду именно то, что сказал. То есть он действительно недоволен. «Действительно, президент недоволен эффективностью выполнения поручений в этой области и достаточно однозначно озвучил свои установки на этот раз», - сказал представитель Кремля. Он подчеркнул, что стиль, характер и формулировки послания президента «предельно конкретны и не допускают каких-то трактовок или какого-то размывания идей и основных ориентиров».

Песков добавил, что в плане контроля за выполнением президентских поручений ведется «не просто единовременное разбирательство», а планомерная работа Контрольного управления главы государства.

В общем, полностью отвертеться от исполнения указаний президента будет сложно. Но вот маневры для искажений и «нетакпонимания» все равно остаются.

Закон против «крестных отцов»

Возьмем, к примеру, сожаление президента по поводу того, что «сотрудники одной компании только по факту совместной работы часто попадают под такой квалифицирующий признак, как группа лиц по предварительному сговору, что влечет более строгую меру пресечения». Случаев таких много. С этим надо что-то делать. Что? Уже через несколько дней после обращения президента в Совфеду, депутаты Госдумы неожиданно единогласно поддержали президентский же законопроект № 645492-7, который до этого поддерживать опасались. Формально он вроде бы не о бизнесе как таковом, а о борьбе с оргпреступностью в целом. Документ дополняет УК РФ новой статьёй – 210.1 «Занятие высшего положения в преступной иерархии» с лишением свободы на срок от восьми до 15 лет, штрафом до 5 млн руб. (или без него). По сути речь идёт о необходимости привлекать к ответственности «иерархов» профессионального преступного мира, которые обычно остаются в тени - уголовная ответственность будет наступать за главенствующую роль в ОПГ.

Важно

Президент Владимир Путин дал поручение Верховному суду и Генпрокуратуре к декабрю текущего года проанализировать ситуацию с содержанием под стражей подозреваемых в экономических преступлениях, а также сократить основания для продления ареста по этой категории дел.

Юристы отнеслись к предлагаемой новации крайне настороженно. Ведь понятие «преступной иерархии» в законодательстве отсутствует, а сама «преступная иерархия» может отличаться в различных преступных организациях. Неопределенным остаётся и термин «высшее положение». Эксперты опасаются, что в предложенной редакции новая норма УК РФ либо не будет работать вообще (потому что не очень ясно, с кем именно она должна бороться), либо бороться будут именно «с кем нужно», то есть очень избирательно. И действие нововведений лишь откроет для следственных органов дополнительное «поле» для злоупотреблений правами в виде применения термина «организованная преступность» практически к каждому. Велика, к примеру, вероятность, что фигурантами по таким статьям станут предприниматели, а единственными доказательствами их преступлений станут недостоверные свидетельские показания, полученные под давлением правоохранительных структур. Ведь представители этих структур все чаще и чаще усматривают наличие признаков преступного сообщества в действиях предпринимателей и бизнесменов, обходя таким образом законодательный запрет на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу по предпринимательским составам.

Но не по этому ли поводу сокрушался глава государства в своем послании?! Да, именно по этому поводу. Но разработанный по его поручению документ, в том виде, в котором он есть сейчас, способен лишь усугубить ситуацию. Опасение вызывает даже не сам законопроект, который, очевидно, направлен на борьбу исключительно с криминальным миром и его верхушкой, а то, каким образом после вступления предложенных изменений в силу нормы уголовного кодекса будут применяться на практике.

Актуально

Тенденция на возбуждение уголовных дел против предпринимателей резко усилилась в последнее время. Она идет вразрез с декларируемой государством линией на поддержку малого и среднего бизнеса как основы для развития общества и экономики страны.

«Сейчас следствие не только очень часто автоматически записывает нескольких сотрудников организации в состав преступной группы. Когда нужно продлить сроки следствия по максимуму, предпринимателям вменяют еще и статью 210 УК РФ – “Организация преступного сообщества или участия в нем”. Состав, который изначально был призван противодействовать сложно структурированным преступным организациям, державшим в конце 20 века под контролем не только преступный бизнес, связанный с рэкетом, наркотрафиком и проституцией, но и целые теневые отрасли экономики, налево и направо используется против обычных бизнесменов», - рассказывает бизнес-омбудсмен Борис Титов. И добавление к данной базовой статье еще и «иерархического» довеска, может оказаться тем самым маслом, которое вместо воды добавили в огонь для тушения пожара

Остается лишь надеяться на серьезную доработку законопроекта ко второму чтению, а то, как говориться, мало не покажется, когда «рукава-то засучат» – всех бизнесменов в «крестные отцы» позаписывают.

Что касается «специальной цифровой платформы, с помощью которой предприниматели могли бы публично сообщать о давлении на бизнес», то пока вместо нее заработала «горячая линия» на сайте СК РФ.

Гильотина для бизнеса

Теперь по поводу пересмотра «проверочной» нормативно-правовой базы и проведения реформу реформы надзорной деятельности до 2021 года. Предложение фундаментальное, оценил глава Счетной палаты Алексей Кудрин на своей странице в Twitter, добавив, что реформа не должна ограничиться обновлением старых инструкций. «Это должна быть реформа контроля на новых принципах в интересах граждан и бизнеса», - подчеркнул он.

Напомним, ранее премьер Дмитрий Медведев указал на проблему избыточных требований контрольно-надзорных органов к бизнесу в России и призвал избавить бизнес от всех напастей с помощью «регуляторной гильотины» - отсечением всего лишнего. По мнению премьер-министра, сократить количество требований необходимо прежде всего в наиболее зарегулированных сферах: транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор.

В общем, само по себе предложение «гильотинировать» наше проверочное законодательство, оно, конечно, дельное. Вот только разного рода мифологические чудища имеют обыкновение отращивать себе новые щупальца, лапы, головы (вспомним родного Змея-Горыныча) и прочие жизненно-важные органы. Да и о специфике нашего правоприменения забывать не стоит. Так что без «новых принципов в интересах граждан», о которых говорит г-н Кудрин – никуда.


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх