.

Для налоговиков разработали «спецоружие»

«Необоснованная налоговая выгода» давно стала трендом судебной системы. Закрепление же ее  в Налоговом кодексе  РФ может, вопреки утверждениям авторов соответствующего законопроекта, в разы увеличить налоговые риски для компаний и ИП.

Речь идет о законопроекте № 529775-6 – типичном образчике «законодательного долгостроя». Внесенный в Госдуму РФ в мае 2014 года, документ был принят в первом чтении в мае 2015-года, после чего его снова «положили в долгий ящик» и возобновили над ним работу только сейчас, то есть спустя еще почти год. Темпы «впечатляют», но есть от чего насторожиться и кроме такого замедленного скоростного режима. Мир, в конце концов, тоже создавался не в одночасье – на это ушло целых семь дней.  Но изначальная редакция наводит на тягостные размышления по той причине, что фактически может позволить налоговикам самостоятельно пересмотреть цель того или иного факта хозяйственной жизни. В рамках такого пересмотра инспекция определит суммы налогов и сборов, подлежащие уплате налогоплательщиками, без учета операции, цель которой, по ее мнению, заключалась в получении необоснованной налоговой выгоды. К чему это может привести, легко можно себе представить.

Итак, законопроектом предлагается включить в Налоговой кодекс РФ (новая ст. 21.1, поправки в действующую ст. 54 НК РФ ) слегка видоизмененные категории и термины, определяющие «необоснованность» налоговой выгоды, ранее содержавшиеся только в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами необоснованной налоговой выгоды» (далее - «Постановление»).

Злоупотребление правом

В отличие от Постановления, в котором обоснованность или необоснованность налоговой выгоды оценивалась по сути только в рамках хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиком, законодатель, не размениваясь на мелочи, подошел к вопросу более масштабно. Под предлагаемое  определение «злоупотребления правом» можно подвести практически любое деяние налогоплательщика с целью минимизации налоговой нагрузки, не обусловленное какими-либо иными объективными причинами (деловой целью).

Обратите внимание!

В статью 54 Налогового кодекса РФ предлагают ввести общее правило, запрещающее налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной деятельности, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога.

Простой пример - «дробление» бизнеса с целью применения  УСН. Если инспекторы заподозрят, что вновь образованные организации не осуществляли реальной деятельности и представляют собой лишь фикцию для сохранения права на применение спецрежима, то сейчас это позволяет им сослаться на Постановление № 53 при аргументировании своей позиции. 

С введением же предлагаемых законопроектом поправок в Налоговый кодекс РФ, ситуация принимает совсем другой оборот.У налоговых органов появится конкретный состав налогового правонарушения в форме «злоупотребления правом», которое строится исключительно на их «умозрительном» заключении. 

Неосмотрительность в выборе

Что касается взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами и реальности осуществляемых между ними операций, то в изначальной редакции  законопроекте на этот счет предусмотрена специальная норма, в целом призванная законодательно закрепить уже сложившуюся по этому вопросу практику проведения налоговых проверок. Сформулирована она следующим образом:  «в случае установления в ходе налоговых проверок факта неисполнения контрагентом своих обязательств по сделке, налоговым органом может быть отказано налогоплательщику в признании расходов и в применении налоговых вычетов по сделке».

На заметку

На данный момент законопроектом предлагается закрепить в Налоговом кодексе РФ нормы, согласно которым не смогут являться основанием для вычетов НДС и учета расходов счета-фактуры и иные документы: подписанные неуполномоченным либо неустановленным лицом; выставленные (подписанные) лицом, которое не осуществило реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав.

При этом налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик обладал  или мог обладать информацией  о невозможности исполнения контрагентом своих обязательств по сделке в силу отсутствия необходимых условий, в том числе ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, персонала) и (или) опыта в соответствующей сфере деятельности.

В общем-то,  ничего нового, жить под дамокловым мечом «непроявления должной осмотрительности» все уже давно привыкли. Но закрепление рассмотренных норм в Налоговом кодексе  РФ, даже в той части, которая не меняет существующую практику, позволит инспекторам ссылаться на конкретные нормы закона в делах о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Что, конечно же, укрепит позицию налоговиков в судах, ведь в настоящие время у них в арсенале имеются только разъяснения ВАС РФ и арбитражная практика их применения, которые не носят нормативный характер. Суды не смогут подходить к рассмотрению вопроса шире, чем это предусмотрено законом, судебные дела станут более предсказуемыми.  И предсказуемость эта в большей части случаев будет не в пользу налогоплательщиков.

Соответственно, компаниям и ИП придется подходить к осуществляемым ими хозяйственным и финансовым операциям с еще большим вниманием. Ведь даже реальная сделка с контрагентом, оформленная «не в соответствии с ее действительным содержанием», может быть признана налоговым органом «невозможной к исполнению»  со всеми вытекающими последствиями и «злоупотреблением правом».

Благими намерениями

Автор законопроекта, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заверяет, что цель документа - защитить налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих обязанности по уплате налогов. А разработка его стала результатом того,  что « чуть больше 10 лет назад не удалось решить главную задачу: прописать презумпцию добросовестности налогоплательщика непосредственно в Налоговом кодексе».

К сведению

Большинство юристов к инициативе законодательного закрепления арбитражной практики относятся скептически, полагая, что лучшего варианта, чем давать разъяснения судам через Верховный суд РФ. Например, последний раз Верховный суд РФ в споре крупной компании с налоговой инспекцией указал, что дефекты подписей при реальности операций не лишают права вычесть НДС и учесть расходы по налогу на прибыль . Кроме того, директор фирмы-поставщика может отказаться от своей подписи, хотя все работы по контракту были выполнены, а потому для многих компаний поправки могут привести к непредсказуемым доначислениям.

Красной нитью во всех тезисах депутата проходит необходимость соблюдения баланса интересов: закон не должен стать ограничением возможностей налоговой инспекции, равно как и ни в коем случае не должен открыть ей возможности выносить решения просто по формальным основаниям. «Практически после двухлетнего обсуждения, в котором участвовал и бизнес, и налоговая, и Минфин, предложен вариант движения вперед», - заверил парламентарий, добавив, что ко второму чтению документ будет доработан при участии абсолютно всех заинтересованных сторон.

Возражать по сути не хочется. Хочется верить: в благие намерения законодателей, в возможность обеспечения сытости волков при полной сохранности овец. В то, что «долгий ящик», в котором отлеживался (извините, «активно дорабатывался») документ, не окажется вскоре мифологическим  «ящиком Пандоры», из которого на бизнес посыплются всяческие бедствия и проблемы.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх