.

Добрые дела: совершаем и учитываем

Фирма приняла решение о предоставлении скидки социально незащищенным категориям потребителей – пенсионерам и многодетным семьям. Как вести учет продаж в таких ситуациях?

Льготы при продаже товаров, работ, услуг, в том числе скидки, – элемент маркетинговой политики, направленный на привлечение покупателей определенных категорий. В кризис скидки стали особенно популярны в отношении малоимущих слоев населения – таких, как пенсионеры, студенты, многодетные семьи. Этим потребителям скидки предоставляются в момент реализации – по предъявлении документа, подтверждающего социальный статус (пенсионного удостоверения, студенческого билета, удостоверения о многодетности). Подобные скидки именуют текущими.

Справочно

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Но существуют скидки и другого вида – так называемые ретроспективные или накопительные. Они предоставляются по итогам покупок за предшествующий период – например, по дисконтным картам.

Сосредоточим внимание на текущих скидках социального характера. Они предоставляются без применения дисконтных карт. Каковы особенности бухгалтерского учета и налогообложения доходов в этих ситуациях?

Бухгалтерский учет выручки

Под текущей скидкой понимается сумма, на которую снижается цена еще не реализованных товаров, работ, услуг. Продавец применяет уменьшенную цену заблаговременно.

При таких обстоятельствах выручка корректировки не требует. Она сразу указывается в размере, подлежащем оплате покупателем. Основание – пункты 6 и 6.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Ими установлено следующее:

  • выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и (или) величине дебиторской задолженности;

  • величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.

Аналогичные разъяснения представлены в письме Минфина РФ от 27.10. 2010 № 07-02-06/159.

Как вести учет скидок в организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, - разъясняет Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). А именно: по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок, относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со cчетом 42 «Торговая наценка»).

Учет скидок «вмененщиком»

Магазин, уплачивающий ЕНВД, предоставляет пенсионерам скидку на товары в размере 5 % от продажной цены. Учет товаров ведется по продажным ценам. Пенсионером приобретено товаров на 1000 рублей, скидка составила 50 рублей (1000 руб. х 5 %). В этой связи бухгалтер произведет записи: ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90-1 950 рублей (1000 – 50) – поступила оплата от покупателя; ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 1000 руб. – списана учетная стоимость проданных товаров; ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 42 50 руб. - скорректирована величина торговой наценки по товару, проданному со скидкой (сторно).

Исчисление НДС

НДС исчисляют исходя из налоговой базы, размер которой определяется в момент отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав – на основании цены, непосредственно предъявленной покупателю (пп. 1 п. 1 ст. 167, п. 1 ст. 168 НК РФ). Следовательно, в случае применения текущей скидки НДС начисляется единовременно, то есть корректировке не подлежит.

Важно

Предоставленные скидки, неразрывно связанные с реализацией товара, правомерно уменьшают цену реализации товара.

Предоставление социальной скидки не следует рассматривать как изменение цены договора в значении пункта 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ (письмо ФНС России от 01.04.2010 № 3-0-06/63).

Налогообложение прибыли

На основании пункта 1 статьи 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.  При этом, согласно пункту 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженных в денежной и (или) натуральной формах.

Из этих формулировок следует, что выручка признается в размере, учитывающем социальную скидку.

К скидкам, предоставленным покупателю путем указания в договоре купли-продажи пониженной цены товара, подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Кодекса не применяется (письмо Минфина России от 02.05.2006 № 03-03-04/1/411).

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх