.

Как пожаловаться на ИФНС

Каждый предприниматель имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие должностных лиц инспекции (абз. 1 ст. 137 НК РФ). Для этого следует обратиться в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд с жалобой - в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Заинтересованное лицо подает жалобу в налоговый орган (п. 1 ст. 139.2 НК РФ):

  • в письменной форме - лично (через представителя) или по почте;

  • в электронной форме - по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Форма и содержание жалобы определены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ. В жалобе указываются:

  • фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

  • обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

  • наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

  • требования лица, подающего жалобу.

Как обжаловать итоги налоговой проверки

На практике чаще всего налогоплательщики обжалуют решения налоговых органов, принятые по результатам налоговых проверок.

Начнем с того, что жалобой признается обращение лица в налоговый орган в целях обжалования уже вступивших в силу актов инспекции, действий или бездействия его должностных лиц, нарушающих, по мнению этого лица, его права. В свою очередь, апелляционная жалоба призвана оспорить не вступившее в силу решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, если данное решение нарушает права заявителя (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Решения инспекций (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Рассмотрим порядок обжалования решения, принятого по результатам налоговой проверки.

1-й этап - в инспекцию, проводившую проверку, подают возражения по акту проверки

В течение месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в инспекцию, проводившую проверку, письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям – с приложением документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Если по итогам проверки назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, можно представить возражения по результатам дополнительных мероприятий - в целом или в части, в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения указанных мероприятий (п. 6 ст. 6.1, п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Рассмотреть материалы проверки, включая акт и представленные письменные возражения, должен руководитель (заместитель руководителя) инспекции, проводившей проверку - в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока на подачу возражения. Данный срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения документов принимается одно из следующих решений (п. 1 ст. 101 НК РФ):

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • об отказе в привлечении к ответственности;

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если, по мнению налогоплательщика, принятое решение инспекции нарушает его права, он вправе обжаловать его (ст. 137 НК РФ).

 2-й этап - решение инспекции обжалуют в вышестоящий налоговый орган

Жалоба подается (п. 2 ст. 139 НК РФ):

  • либо в течение года со дня вынесения инспекцией обжалуемого решения или со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав;

  • либо в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения - при подаче жалобы в ФНС России.

Апелляционная жалоба должна быть подана в течение месяца со дня вручения налогоплательщику решения налогового органа, то есть до вступления обжалуемого решения в силу (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Если срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, пропущен, то считается, что налогоплательщик не стал обжаловать в апелляционном порядке решение налогового органа, и оно вступает в силу. Если же срок, установленный для подачи жалобы, был пропущен по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то налогоплательщик имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба (апелляционная жалоба) или ее часть могут быть оставлены налоговым органом без рассмотрения в следующих случаях (п. п. 1, 2, 4 ст. 139.3 НК РФ):

  • жалоба подана с нарушением установленного порядка либо в ней не указаны акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению ваших прав;

  • жалоба подана по истечении установленного срока и не содержит ходатайства о его восстановлении либо указанное ходатайство не удовлетворено;

  • ранее подана жалоба по тем же основаниям;

  • получено заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

  • налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав заявителя.

По общему правилу жалоба рассматривается заочно, без присутствия налогоплательщика. Исключение составляют случаи:

  • выявления противоречий между сведениями в представленных нижестоящим налоговым органом материалах;

  • несоответствия представленных сведений информации, содержащейся в материалах налогового органа, - при рассмотрении жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Срок рассмотрения жалобы составляет (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ):

  • на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности - месяц со дня получения жалобы (с возможностью продления не более чем на месяц);

  • иных жалоб - 15 рабочих дней со дня получения (срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней).

По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган может (п. 3 ст. 140 НК РФ):

  • оставить первоначальное решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

  • отменить первоначальное решение полностью или в части;

  • принять новое решение с отменой первоначального решения;

  • признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Обратите внимание!

Пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения апелляционных жалоб, могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. Акты ненормативного характера ФНС России, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке. На указанные акты не распространяется обязательный досудебный порядок обжалования (письмо Минфина России от 21.11.2016 №03-02-07/1/68355).

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) должно быть налогоплательщику или направлено ему в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).

Со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе решение вступает в силу в неотмененной и/или необжалованной части.

До принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщик вправе отозвать ее полностью или в части. Для этого надо направить в налоговый орган письменное заявление. В таком случае налогоплательщик утрачивает право на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

3-й этап - решение инспекции обжалуют в суде

Налогоплательщик может обратиться в суд в следующих случаях (п. 2 ст. 138 НК РФ):

  • получен отрицательный ответ на жалобу, поданную в вышестоящий налоговый орган;

  • решение по поданной жалобе не принято налоговым органом в установленные сроки (п. 6 ст. 140 НК РФ);

  • налогоплательщик хочет обжаловать акт налогового органа, принятый по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

Подать заявление о признании решения налогового органа недействительным необходимо в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого налогоплательщик не согласен (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ). Для данной категории дел этот суд является судом первой инстанции (ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 34 АПК РФ).

Заявление о признании решения по налоговой проверке недействительным может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по жалобе (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 256 ГПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Значит, подав жалобу (апелляционную жалобу), необходимо отсчитывать три месяца от даты получения решения вышестоящего налогового органа по ней (п. 3 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК РФ).

Если вышестоящий налоговый орган не принял решение по жалобе до истечения срока, установленного пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ, вы вправе обратиться в суд, не дожидаясь принятия этого решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).

Николай Адамушкин, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх