Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ на 6 месяцев
32 200 ₽ 16 800 ₽
Зарегистрируйтесь на сайте и читайте дальше
Вы бесплатно получите доступ на 3 дня ко всем разделам и возможностям бератора.
Если вы являетесь платным клиентом бератора, просто войдите в свой аккаунт.
Как пожаловаться на ИФНС
Каждый предприниматель имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие должностных лиц инспекции (абз. 1 ст. 137 НК РФ). Для этого следует обратиться в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд с жалобой - в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Заинтересованное лицо подает жалобу в налоговый орган (п. 1 ст. 139.2 НК РФ):
-
в письменной форме - лично (через представителя) или по почте;
-
в электронной форме - по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Форма и содержание жалобы определены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ. В жалобе указываются:
-
фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
-
обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
-
наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
-
основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
-
требования лица, подающего жалобу.
Как обжаловать итоги налоговой проверки
На практике чаще всего налогоплательщики обжалуют решения налоговых органов, принятые по результатам налоговых проверок.
Начнем с того, что жалобой признается обращение лица в налоговый орган в целях обжалования уже вступивших в силу актов инспекции, действий или бездействия его должностных лиц, нарушающих, по мнению этого лица, его права. В свою очередь, апелляционная жалоба призвана оспорить не вступившее в силу решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, если данное решение нарушает права заявителя (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Решения инспекций (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Рассмотрим порядок обжалования решения, принятого по результатам налоговой проверки.
1-й этап - в инспекцию, проводившую проверку, подают возражения по акту проверки
В течение месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в инспекцию, проводившую проверку, письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям – с приложением документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Если по итогам проверки назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, можно представить возражения по результатам дополнительных мероприятий - в целом или в части, в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения указанных мероприятий (п. 6 ст. 6.1, п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Рассмотреть материалы проверки, включая акт и представленные письменные возражения, должен руководитель (заместитель руководителя) инспекции, проводившей проверку - в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока на подачу возражения. Данный срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 101 НК РФ).
По результатам рассмотрения документов принимается одно из следующих решений (п. 1 ст. 101 НК РФ):
-
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
-
об отказе в привлечении к ответственности;
-
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Если, по мнению налогоплательщика, принятое решение инспекции нарушает его права, он вправе обжаловать его (ст. 137 НК РФ).
2-й этап - решение инспекции обжалуют в вышестоящий налоговый орган
Жалоба подается (п. 2 ст. 139 НК РФ):
-
либо в течение года со дня вынесения инспекцией обжалуемого решения или со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав;
-
либо в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения - при подаче жалобы в ФНС России.
Апелляционная жалоба должна быть подана в течение месяца со дня вручения налогоплательщику решения налогового органа, то есть до вступления обжалуемого решения в силу (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Если срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, пропущен, то считается, что налогоплательщик не стал обжаловать в апелляционном порядке решение налогового органа, и оно вступает в силу. Если же срок, установленный для подачи жалобы, был пропущен по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то налогоплательщик имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Жалоба (апелляционная жалоба) или ее часть могут быть оставлены налоговым органом без рассмотрения в следующих случаях (п. п. 1, 2, 4 ст. 139.3 НК РФ):
-
жалоба подана с нарушением установленного порядка либо в ней не указаны акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению ваших прав;
-
жалоба подана по истечении установленного срока и не содержит ходатайства о его восстановлении либо указанное ходатайство не удовлетворено;
-
ранее подана жалоба по тем же основаниям;
-
получено заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
-
налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав заявителя.
По общему правилу жалоба рассматривается заочно, без присутствия налогоплательщика. Исключение составляют случаи:
-
выявления противоречий между сведениями в представленных нижестоящим налоговым органом материалах;
-
несоответствия представленных сведений информации, содержащейся в материалах налогового органа, - при рассмотрении жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Срок рассмотрения жалобы составляет (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ):
-
на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности - месяц со дня получения жалобы (с возможностью продления не более чем на месяц);
-
иных жалоб - 15 рабочих дней со дня получения (срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней).
По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган может (п. 3 ст. 140 НК РФ):
-
оставить первоначальное решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
-
отменить первоначальное решение полностью или в части;
-
принять новое решение с отменой первоначального решения;
-
признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.
Обратите внимание!
Пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения апелляционных жалоб, могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. Акты ненормативного характера ФНС России, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке. На указанные акты не распространяется обязательный досудебный порядок обжалования (письмо Минфина России от 21.11.2016 №03-02-07/1/68355).
Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) должно быть налогоплательщику или направлено ему в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе решение вступает в силу в неотмененной и/или необжалованной части.
До принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщик вправе отозвать ее полностью или в части. Для этого надо направить в налоговый орган письменное заявление. В таком случае налогоплательщик утрачивает право на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).
3-й этап - решение инспекции обжалуют в суде
Налогоплательщик может обратиться в суд в следующих случаях (п. 2 ст. 138 НК РФ):
-
получен отрицательный ответ на жалобу, поданную в вышестоящий налоговый орган;
-
решение по поданной жалобе не принято налоговым органом в установленные сроки (п. 6 ст. 140 НК РФ);
-
налогоплательщик хочет обжаловать акт налогового органа, принятый по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
Подать заявление о признании решения налогового органа недействительным необходимо в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого налогоплательщик не согласен (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ). Для данной категории дел этот суд является судом первой инстанции (ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 34 АПК РФ).
Заявление о признании решения по налоговой проверке недействительным может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по жалобе (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 256 ГПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Значит, подав жалобу (апелляционную жалобу), необходимо отсчитывать три месяца от даты получения решения вышестоящего налогового органа по ней (п. 3 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Если вышестоящий налоговый орган не принял решение по жалобе до истечения срока, установленного пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ, вы вправе обратиться в суд, не дожидаясь принятия этого решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).
Николай Адамушкин, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению