.

Как вернуть деньги за путевку и авиабилеты

Из-за эпидемии коронавируса большинству граждан страны приходится резко менять свои планы. Пострадали те, кто заранее купил турпутевки, авиабилеты или забронировал жилье за границей на время предстоящих отпусков. Сейчас все брони приходится спешно отменять. Управляющий партнер ЮФ «Кирьяк и партнеры» Семен Кирьяк рассказал, как это сделать правильно и на какие компенсации могут рассчитывать потребители, с которыми турбизнес не хочет договариваться по-хорошему.

С 27 марта 2020 года Россия прекратила регулярное и чартерное авиасообщение со всеми другими странами. Не считая рейсов, которые привозят обратно наших граждан, застрявших за границей. На всякий случай можете проверить и перечень государств, которые уже ввели ограничения на въезд иностранцев.

Актуально

Можно ли требовать обратно деньги за свою путевку? Да. Так как закрыто авиасообщение и границы, то реализация всех текущих туристических продуктов закрыта. Поэтому путешественники вправе рассчитывать на возврат денег, ссылаясь на «невозможность исполнения обязательства» из-за принятого решения властей. Пандемия коронавируса официально признана обстоятельством непреодолимой силы. Вместе с тем турфирмы должны вернуть деньги только за те поездки, которые запланированы на текущее время. Это не касается туров, купленных на отдаленное будущее.

В какой форме требовать возврат

Достаточно позвонить в турфирму или кинуть СМС-сообщение, чтобы вернули деньги? Вообще все обязательства в такой ситуации прекращаются автоматически, и турфирма просто должна вернуть вам деньги сама. Можно, конечно, написать в турфирму заявление с просьбой расторгнуть договор и вернуть уплаченные деньги. При этом следует получить доказательства того, что до компании ваше обращение точно дошло. Должна быть отметка на заявлении или почтовая квитанция о его направлении. Такой документ пишется в свободной форме, но в нем нужно указать, что причиной отказа является негативная эпидемиологическая ситуация.

Что делать в случае отказа

Если деньги добровольно не возвращают, идите в суд. По закону в такой ситуации кроме стоимости путевки потребитель вправе отсудить потребительский штраф в размере 50% от присужденной суммы, неустойку за нарушение сроков возврата денег и компенсацию морального вреда. Суд – самый действенный, даже, по сути, единственный вариант, чтобы вернуть деньги. Правда, параллельно с этим можно направить жалобу в Ростуризм. Есть возможность обратиться в Роспотребнадзор, прокуратуру на воздушном и водном транспорте, Росавиацию или Министерство транспорта, которые устроят проверку в турфирме и оштрафуют ее. Но в условиях массовой истерии по причине пандемии сомнительно, что госорганы пойдут на ущемление прав организаций в сфере авиации, которые и так сейчас находятся под финансовым ударом. Так что такие «рычаги воздействия» вряд ли назовешь действенными.

Как возвращать деньги, если бронировал все сам через сервисы типа Booking/Airbnb?

Деньги автоматически вернут в случае отмены рейса, если закрыли авиасообщение в местах вылета или прилета. А также в случае болезни одного из пассажиров. Конкретный случай: в конце марта отменилась поездка в Италию. Написали собственнику объекта размещения, тот отказался отменять бронирование без штрафа. Но сам сервис Booking вернул деньги, когда пришла информация об отмене рейса. Обращаться нужно именно к агрегатору (Booking/Airbnb).

Деньги за авиабилеты можно вернуть примерно в таком же порядке. Но сначала прочитайте правила авиакомпании о возврате билетов на ее сайте. Они могут быть жестче требований закона о защите прав потребителя.

Кстати, какие-то меры по возврату билетов уже предложили сами туристические сервисы. Airnbnb опубликовал положение «о применении уважительных причин». Если вы забронировали жилье до 14 марта и путешествие должно состояться до 14 апреля 2020 года, сервис полностью вернет сумму бронирования. Если поездка планировалась после 14 апреля, бронь отменяют как обычно, согласно правилам сервиса. Booking советует сначала писать напрямую в тот отель, где клиент бронировал номер. Если там ответят отказом, то тогда уже конфликт поможет разрешить агрегатор.

Авиакомпании тоже выступили с обращениями из-за сложившейся ситуации. «Аэрофлот» предлагает пассажирам оформить возврат и получить полную стоимость билета. Другая опция — изменить дату вылета или сам маршрут. У клиентов S7 Аirlines есть возможность переоформить билеты на другие чартерные и регулярные рейсы. «Победа» разрешает клиентам за 499 рублей отказаться от перелета в любое время после бронирования, но не позднее чем за 48 часов до вылета. «Уральские авиалинии» за 1000 рублей предлагают вернуть, обменять или перенести вылет по невозвратным билетам, купленным с 8 марта по 15 апреля 2020 года.


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх