Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ на 6 месяцев
32 200 ₽ 16 800 ₽
Зарегистрируйтесь на сайте и читайте дальше
Вы бесплатно получите доступ на 3 дня ко всем разделам и возможностям бератора.
Если вы являетесь платным клиентом бератора, просто войдите в свой аккаунт.
ФНС возьмет «в заложники»
Широко обсуждаемый Закон № 325-ФЗ, внесший множество изменений, содержит одну крайне важную поправку, которая до сих пор не привлекла к себе внимания. Речь идет о возникновении залоговых прав на имущество компании у налоговых инспекторов, в случае если предприятие не может погасить фискальную недоимку. О том, какие права порождает изменение, рассказывает Кира Гин, управляющиий партнер юридической компании «Гин и партнеры».
- Давайте начнем с сути поправок. Что изменилось?
- Основа в данном случае – известный закон от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ. Норма вносит изменения в часть 1 статьи 73 Налогового кодекса.
Суть обсуждаемой нами поправки состоит в том, что налоговый орган получает право залогодержателя в силу закона и может удовлетворить требования, предъявленные компании, за счет ее имущества, то есть при невозможности предприятия погасить фискальную недоимку ревизоры могут применить право залогодержателя собственности компании, реализовав его на рынке.
- На кого направлена эта поправка?
- На борьбу с теми, кто во время налоговой проверки стремится избавиться от имущества бизнеса, понимая, чем может закончиться мероприятие контроля. Зачастую такие действия коммерсантов приводят к тому, что к моменту, когда решение вступает в силу, на балансе предприятия ничего не остается. В этом случае проверка становится бессмысленной.
- Разве у инспекторов нет других механизмов получения доначислений, выставленных в результате ревизии?
- Механизмов получения инспекторами налоговых поступлений много. К таким, например, относится субсидиарная ответственность. Однако есть проблема: даже если ревизоры привлекут собственников бизнеса, его руководство или даже главного бухгалтера к такой ответственности, у них тоже может не быть имущества, то есть взыскивать налоги будет не с чего, и в этом случае субсидиарная ответственность не имеет никакого смысла. Норма, которую мы обсуждаем, направлена на увеличение возможности налогового органа взыскать недоимку за счет всех возможных и доступных ревизорам средств, в данном случае речь идет об имуществе организации.
- Как будет действовать норма?
Право залогодержателя в силу закона может возникнуть у инспекции в двух случаях: если у бизнеса образуется задолженность по решению о взыскании налогов, то на имущество должника налагают арест для обеспечения платежа. Вторым поводом может стать вступление в силу решения по налоговой проверке, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение и передачу залогового имущества.
- То есть инспекция может стать залоговым держателем имущества только после вынесения решения по проверке?
Да, конечно. Из своей практики могу сказать, что в последнее время сведения об имуществе компании налоговые инспекторы запрашивают в одном из первых своих требований. То есть ревизоры изначально озабочены вопросом получения информации о корпоративной собственности, на которую впоследствии можно наложить арест, применив обеспечительные меры.
Обратите внимание
ИНСПЕКТОРЫ ПОЛУЧАЮТ ПРАВО ЗАЛОГОДЕРЖАТЕЛЯ В СИЛУ ЗАКОНА И МОГУТ УДОВЛЕТВОРИТЬ ФИСКАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА КОМПАНИИ, ТО ЕСТЬ ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПОГАСИТЬ НЕДОИМКУ РЕВИЗОРЫ МОГУТ РЕАЛИЗОВАТЬ СОБСТВЕННОСТЬ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ, ПОГАСИВ ЗА НЕЕ ДОЛГ.
Масштабные изменения
- Насколько будет верна гипотеза, что если у компании нет имущества, то вероятность проверки минимальная?
Такое предположение скорее верно, но бывают исключения. Иногда ревизор приходит с проверкой на предприятия, у которых вообще нет никаких активов, однако бизнес замечен в сомнительных сделках, – тогда шансы встретиться с контролерами довольно высоки. Поэтому нельзя сказать, что отсутствие собственности является гарантом защиты от проверок.
- Закон меняет порядок очередности кредиторов на получение выплат?
- Совершенно верно, с вступлением закона в силу инспекция получает приоритет перед другими кредиторами организации, как и любой другой залоговый кредитор.
Давайте напомним читателям, какой порядок очередности выплат действует сейчас и как он может измениться, в случае если налоговая инспекция станет залоговым держателем имущества предприятия?
Можно сказать, что требования налогового органа удовлетворяются в первоочередном порядке. Да, есть исключения, в частности это издержки, понесенные для организации торгов в исполнительном производстве. В процедурах банкротства часть денежных средств может быть направлена на погашение задолженности перед работниками, лицами, жизни или здоровью которых нанесен вред, а также судебных издержек, в т. ч. по оплате вознаграждения арбитражного управляющего. Повторюсь, законодательство приоритизирует требования залогодержателя, потому что они могут удовлетворить свои требования не за счет денег на счетах компании, а за счет средств, вырученных от продажи залога.
Изменения законодательства буквально кардинально меняют расстановку приоритетности кредиторов. Все верно, именно такие изменения внесли обсуждаемые нами поправки.
- С какого числа эти изменения вступят в силу?
- С 1 апреля 2020 года.
- У вас есть предположение, насколько применение нормы будет распространено?
- Мне кажется, что новое право будет применяться налоговыми инспекторами повсеместно, как еще один инструмент для пополнения бюджета. Примечательно, что еще два месяца назад мы в другом интервью для «Расчета» обсуждали изменения закона о бюджете, размер поступлений от НДС в котором был увеличен приблизительно на треть миллиарда рублей. Через два месяца после этого интервью Минфином были внесены новые поправки, согласно которым налоговые поступления также увеличили.
Актуально
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СВЕДЕНИЯ ОБ ИМУЩЕСТВЕ КОМПАНИИ НАЛОГОВЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ЗАПРАШИВАЮТ В ОДНОМ ИЗ ПЕРВЫХ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ. РЕВИЗОРЫ ИЗНАЧАЛЬНО ОЗАБОЧЕНЫ ВОПРОСОМ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОБСТВЕННОСТИ, НА КОТОРУЮ ВПОСЛЕДСТВИИ МОЖНО НАЛОЖИТЬ АРЕСТ, ПРИМЕНИВ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Перспективы поправок
- Оцените, пожалуйста, насколько инспекторы могут злоупотреблять данным правом. Так уж устроен российский бизнес, что доначислить несоразмерные возможностям компании налоги и штрафы можно многим предприятиям. Не появится ли у ревизоров соблазн выполнить план по сбору налогов за счет поправки?
- Я знаю от наших клиентов, что у многих коммерсантов во время проверок появляется ощущение, что проверка, с которой в компанию пришли ревизоры, носит не инспекционный характер, а заказной. Можно сказать, что фактически поправки узаконивают еще один механизм рейдерства – мы говорим о коррумпированных чиновниках. С помощью этой нормы появляется новый инструмент по ликвидации компании с рынка.
Но это совсем драматичный сценарий, а вот более реалистичный. Норма фактически лишает других кредиторов, кроме налоговой инспекции, возможности получения денег в случае банкротства компании. В этом смысле деловые партнеры предприятия фактически становятся его донорами, потому что при негативном развитии событий компании-кредиторы теряют возможность получить обратно собственные средства. Если раньше они могли претендовать на часть средств, полученных в ходе реализации имущества должника, то теперь эти деньги в первую очередь получат инспекторы.
- В России часто говорят об «обелении» экономики и сокращении теневой зоны. То, о чем вы говорите, может ухудшить деловой климат в стране...
- На сегодняшний день складывается удивительная ситуация. С одной стороны, бизнес в некоторых отраслях вынужден «обеляться», потому что экономика действительно становится цифровой. Если уводить деятельность даже частично в тень, это становится видно контролерам. Я в целом поддерживаю такое развитие экономики, цифровые ресурсы и появление новых возможностей – это замечательно. С другой стороны, я вижу коммерсантов, деятельность которых пока еще не так сильно подвержена цифровизации. Пользуясь этим, они уходят глубоко в тень, настолько глубоко, что назвать такой бизнес «серым» было бы не правильно. Там, где отрасль позволяет, некоторые коммерсанты предпочитают вообще не регистрироваться.
- Волнует другое: мы внимательно следим за новостной повесткой, сообщение о принятии Закона № 325-ФЗ на слуху, но мало кто из экспертов обратил внимание именно на эту поправку. Как вы думаете, с чем это связано?
- Действительно, информации об этом изменении очень мало и это удивительно, поправка почему-то осталась незаметной. Хотя нельзя сказать, что на изменение законодательства совсем не обратили внимания. Специалисты, которые работают с этой нормой, заметили принятие закона и обменялись своими комментариями, но кулуарно. Об изменениях в законодательстве с сильно отложенным по времени вступлением в силу, как правило, начинают вспоминать незадолго до начала работы норм.
- Складывается впечатление, что в принятых поправках нет совсем ничего хорошего...
Как я сказала раньше: норма будет полезна в отношении тех коммерсантов, которые осознанно избавляются от собственности, чтобы не платить налоги. В этом смысле закон будет полезен, правда, в первую очередь, налоговой инспекции. Для бизнес-сообщества данные нововведения не принесут пользы, очевидно, что в недалекой перспективе суммы реальных взысканий по исполнительным документам упадут за счет перераспределения в пользу бюджета, имеющего преимущество в силу закона.