.

НДС-2019: не все так плохо?

Ключевое изменение 2019 года, связанное с налогом на добавленную стоимость, - это, разумеется, увеличение ставки налога на два процентных пункта. Но только повышением ставки НДС изменения не ограничиваются. А вот хорошо это или плохо - каждый решит для себя сам, в зависимости от специфики своей деятельности.

Подробно о том, как перейти на новую ставку хотя бы более-менее безболезненно, мы написали в последнем номере ушедшего года (см. «ПБ» № 12, 2018). Учитывая особую «щепетильность» темы повторение некоторых постулатов не повредит. Самые популярные случаи, возникающие в переходный период, таковы.

Сумма предоплаты по ставке НДС 18% 

Если покупатель сделал предоплату в 2018 году с учетом НДС по ставке 18 процентов, а продавец отгрузил товар в 2019 году, то возникает налоговая разница. В ФНС России считают (письмо от 23.10.18 № СД-4-3/20667@), что в момент погашения указанного долга продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру. Допустимо оформить единый корректировочный счет-фактуру к нескольким исходным счетам-фактурам.

Если покупатель, не являющийся плательщиком НДС или освобожденный от уплаты этого налога, перечислит налоговую разницу в 2018 году, продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру. Если же такой покупатель погасит долг в 2019 году, то, по мнению ФНС, продавец вправе составить отдельный корректировочный документ. Это может быть справка-расчет или другой документ, созданный в произвольной форме. В него нужно включить суммарные (сводные) сведения обо всех случаях, когда такие покупатели гасили свои долги по НДС в течение месяца или квартала.

С точки зрения авторов письма, заполнение отдельных полей корректировочного счета-фактуры зависит от того, когда покупатель доплатил налоговую разницу в два процента: в 2018 году или в 2019 году.

Если покупатель погасил долг по налогу в 2018 году, то перечисленную им разницу следует рассматривать как дополнительную оплату стоимости товара. Соответственно, с этой суммы необходимо исчислить НДС по ставке 18/118. Суммарное увеличение НДС, отраженное в итоговой строке корректировочного счета-фактуры, следует указать в графе 5 строки 070 раздела 3 декларации по НДС (в графе 3 данной строки сведения из корректировочного счета-фактуры не отражаются).

Если покупатель погасил долг по налогу в 2019 году (до отгрузки), то в этом случае перечисленную им сумму следует рассматривать как дополнительно уплаченный НДС по ставке 20 процентов. В корректировочном счете-фактуре отражаем это по аналогии с предыдущей ситуацией.

На заметку

Экспертам предложенный налоговым ведомством вариант оформления доплаты налога в размере два процента представляется небезупречным: ведь корректировочные счета-фактуры оформляются при изменении стоимости товаров, которые уже были отгружены (п. 3 ст. 168 НК РФ). А в комментируемом письме речь идет о ситуации, когда доплата, соответствующая двум процентным пунктам налога, поступила от покупателя раньше, чем состоялась отгрузка. Получается, что по своей сути эта доплата — не что иное, как еще один аванс. Поэтому выставлять следовало бы не корректировочный, а еще один авансовый счет-фактуру.

Сумма предоплаты по ставке НДС 20% 

Если покупатель в 2018 году сделал предоплату исходя из ставки НДС 20 процентов, а продавец отгрузил товар в 2019 году, то налоговая разница не возникает. То есть здесь покупатель как бы заранее, в момент предоплаты, погашает свой долг по налогу, который возник бы из-за увеличения ставки. Тем не менее величина НДС с такого аванса исчисляется исходя из ставки 18/118. За покупателем долг по налогу не числится, а продавец выставлять корректировочный счет-фактуру в это случае не должен.

Отгрузка в 2018 году, корректировки и исправления - в 2019 году

Допустим, в 2018 году продавец отгрузил товар, а в 2019 году стоимость товара была изменена, например, в связи с ретро-скидкой. В данном случае поставщик должен выставить корректировочный счет-фактуру. По мнению специалистов ФНС, в графу 7 данного документа нужно внести ставку, которая значилась в исходном счете-фактуре. Другими словами, если товар был поставлен в 2018 году и ставка НДС составляла для него 18 процентов, то это же значение необходимо проставить и в корректировочном счете-фактуре несмотря на то, что он оформлен в 2019 году.

Аналогичным образом следует поступить, если в 2019 году возникла необходимость внести исправления в счет-фактуру, выставленный в 2018 году. По правилам поставщик обязан оформить «исправленный» счет-фактуру, сохранив номер и дату исходного документа и заполнив строку 1а «Исправление...» В комментируемом письме говорится, что в «исправленном» счете-фактуре следует указать ту же ставку НДС, которая значилась в исходном счете-фактуре.

Возврат товара 

При возврате товаров (независимо от того, является ли покупатель плательщиком НДС, принял ли он на учет товары, возвращена ли им вся партия или часть товаров) продавец во всех случаях выставляет корректировочный счет-фактуру с указанием налоговой ставки, которая действовала при отгрузке товаров, и регистрирует его в своей книге покупок (письмо ФНС России от 13.12.2018 № ЕД-4-20/24234@).

Покупатель — плательщик НДС, принявший к учету товары и заявивший вычет по покупке на основании отгрузочного счета-фактуры, регистрирует корректировочный счет-фактуру продавца в книге продаж в целях восстановления налога на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Если покупатель не принял на учет возвращенные им товары, то корректировочный счет-фактура в книге продаж не регистрируется.

За чек с 18-процентным НДС с 1 января 2019 года не оштрафуют

В последние месяцы ушедшего года налоговики нещадно бомбардировали налогоплательщиков напоминанием о необходимости перенастройки ККТ под ставку 20 процентов. Пугали карами в виде штрафов от 5000 до 10 000 рублей для компаний и от 1500 до 3000 рублей – для должностных лиц. И вдруг сменили гнев на милость.

В течение I квартала 2019 года проверяющие обещают «закрыть глаза» на то, что не успевшие обновиться предприниматели будут пробивать чеки покупателям с НДС в размере 18 процентов, продавая при этом товар и отражая операции в отчетности уже по ставке 20 процентов. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 13.12.2018 № ЕД-4–20/24234@.

«Отсутствием вины может считаться применение пользователями после 1 января 2019 года ККТ с не обновленным программным обеспечением в части указания ставки НДС 20 процентов (20/120) и (или) расчета суммы по ставке НДС 20 процентов (20/120) до момента соответствующего обновления при условии, что такое обновление будет произведено в разумный срок и последующее формирование налоговой отчетности за налоговый период будет произведено с расчетом действующей ставки НДС и в соответствии с порядком, указанным в письме ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@», - разъясняют налоговики.

Кроме этого, в случае если сведения о расчетах формируются из учетной системы пользователя по ставке НДС 20 процентов (20/120) при сохранении отражения на кассовом чеке тега 1199 «ставка НДС» со значениями «НДС 18%» или «НДС 18/118%», тега 1200 «сумма НДС за предмет расчета», тега 1102 «сумма НДС чека по ставке 18%» и (или) тега 1106 «сумма НДС чека по расчетной ставке 18/118», до соответствующего обновления программного обеспечения ККТ пользователя в разумные сроки такие действия не будут являться нарушением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Подчеркивается, впрочем, что вышеупомянутый «разумный срок» не должен выходить за пределы первого налогового периода по НДС в 2019 году. В противном случае это уже будет трактоваться как «бездействие пользователя либо принятие таким пользователем недостаточных мер по соблюдению требований законодательства» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Напомним, что в соответствии с принятым в июле этого года законом ставка НДС с 1 января 2019 года повышается с 18 до 20 процентов. Соответственно, начиная с этого дня все кассовые аппараты в стране должны пробивать в чеке новую ставку. Для этого требуется обновление, за которое во многих случаях производители касс запросили отдельную плату. В среднем такая прошивка для торговцев без договоров на абонентское обслуживание ККТ обходится в 1000 рублей.

Бюджетные субсидии

Вычет «входного» налога 

Из предыдущей редакции пункта 2.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ следовало, что в случае приобретения товаров, работ, услуг или имущественных прав за счет средств, полученных из бюджета, налогоплательщик не вправе принять к вычету «входной» НДС, включая тот, что заплачен на таможне. С января 2019 года в этой норме появилось дополнение для случая, когда бюджетные деньги израсходованы на оплату не всей покупки, а только ее части (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ). Теперь запрет на предъявление вычета будет распространяться не на весь «входной» НДС, а только на его долю. Она пропорциональна части покупки, оплаченной за счет бюджетных денег. Пропорцию следует составлять с учетом «входного» НДС, который содержится в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг или имущественных прав.

Кроме того, в обновленной редакции вышеупомянутого пункта отдельно указано: если субсидия предоставлена для уплаты НДС на таможне, импортер не вправе принять налог к вычету.

Обратите внимание

Есть изменения и по учету «входного» НДС, который оплачен из бюджетных средств и, как следствие, не принят к вычету. Раньше все зависело от того, ведет ли налогоплательщик раздельный учет сумм «входного» налога, оплаченных за счет бюджетных денег. Если ведет, то налог можно было списать на расходы, а если не ведет — нельзя. С 1 января 2019 года наличие либо отсутствие раздельного учета перестало играть какую-либо роль. Теперь действует следующее правило: налог, не принятый к вычету, нельзя включить в стоимость товаров (работ, услуг, имущественный прав), а нужно отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Наконец, с января 2019 года действует оговорка на случай, когда в документах на предоставление субсидий или инвестиций отмечено, что бюджетные деньги не идут на оплату «входного» НДС. В такой ситуации компания или ИП сохраняет за собой право на вычет налога в полном объеме.

Оговоримся: «задним числом» норма не действует. То есть все перечисленные новшества применяются в ситуации, когда бюджетные средства получены в 2019 году и позднее.

Восстановление налога

В прошлой редакции подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ подчеркивалось, что в случае если расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) были возмещены из бюджета, ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить. Причем независимо от того, включен ли НДС в сумму субсидий (бюджетных инвестиций). С января 2019 года восстанавливать «входной» налог нужно только в одной ситуации: если из документов на предоставление бюджетных денег следует, что эти средства идут в том числе на оплату «входного» НДС. Если же сумма субсидий (бюджетных инвестиций) не покрывает налог, то его можно не восстанавливать. Отдельно оговорено, что если субсидии (бюджетные инвестиции) предоставлены для возмещения НДС, уплаченного на таможне, импортер обязан восстановить налог, ранее принятый к вычету.

Норма, согласно которой при частичном возмещении расходов из бюджета восстанавливать следует часть вычета в доле, пропорциональной возмещенной части расходов, продолжает действовать, однако поменялся расчет пропорции изменится. Ранее ее составляли без учета «входного» НДС, а с 2019 года учитывать его необходимо.

Помимо этого, законодатели предусмотрели нововведение для случая, когда при получении субсидий (бюджетных инвестиций) непонятно, затраты на покупку каких именно товаров, работ, услуг или имущественных прав подлежат возмещению за счет этих средств. При подобных обстоятельствах восстанавливать следует часть вычета, принятого в течение календарного года, предшествовавшего году получения указанных бюджетных средств. Часть налога, подлежащая восстановлению, рассчитывается исходя из доли возмещенных расходов в общей сумме расходов налогоплательщика с учетом «входного» НДС.

Раздельный учет

Скорректированы положения, относящиеся к раздельному учету «входного» НДС, оплаченного за счет субсидий и бюджетных инвестиций, и «входного» НДС, оплаченного за счет других источников. Ранее обязанность вести раздельный учет возникала у каждого налогоплательщика в момент получения субсидии или инвестиции (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). С января 2019 года раздельный учет понадобится не всегда, а только если нет полной ясности, на приобретение каких именно товаров (работ, услуг, имущественных прав) предоставлены бюджетные средства. При этом раздельный учет необходимо будет применять не только в отношении «входного» налога, но и в отношении полной суммы расходов.

Что касается компаний и ИП, которые должны вести раздельный учет, но не делают этого, то они обязаны в последнем квартале года восстановить часть налога, принятого к вычету в текущем календарном году (подп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ). Часть налога, подлежащая восстановлению, определяется пропорционально доле субсидий (бюджетных инвестиций) в общем объеме расходов. В расчет берутся все расходы налогоплательщика, понесенные начиная с квартала, в котором получены субсидии (бюджетные инвестиции), с учетом «входного» НДС. Если окажется, что величина субсидий (бюджетных инвестиций) превышает величину расходов, то разницу между ними при расчете доли в текущем году учитывать не нужно. Эту разницу следует перенести на следующий год и приплюсовать к субсидиям (бюджетным инвестициям) будущих периодов.

«Гарантийка», аренда, макулатура

Налогоплательщики, оказывающие услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию товаров, включая медицинские, освобождаются от НДС. Не облагаются НДС и запчасти и детали, которые бесплатно заменяются в рамках гарантийного ремонта и техобслуживания (подп. 37 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако теперь компании и ИП смогут по своему желанию не применять данную льготу, если сочтут это целесообразным. Для этого им достаточно представить соответствующее заявление в свою ИФНС. Тогда с 1-го числа следующего квартала они станут начислять налог как при безвозмездной реализации.

Справочно

С января 2019 года появилось уточнение, касающееся физлиц, арендующих государственное и муниципальное имущество. В новой редакции пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ четко сказано, что такие лица налоговыми агентами по НДС не являются.

Компании и предприниматели, покупающие лом и отходы черных и цветных металлов, а также сырые шкуры животных, являются налоговыми агентами по НДС. Поставщики данных товаров выставляют счета-фактуры с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» и не перечисляют налог в бюджет. А покупатели (кроме физлиц, которые не являются ИП) выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, удерживают налог, перечисляют его в бюджет и получают право на вычет. С 2019 года к перечисленным товарам добавилась макулатура, определение которой приведено в обновленной редакции пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Это бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения. Таким образом, организации и ИП, купившие макулатуру в 2019 году и позднее, станут налоговыми агентами по НДС (ч. 6 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»

Вверх

 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор