.

Ночное рандеву с налоговым инспектором

В том, что по вашему офису полночь-заполночь бродят налоговики, изымая какие-то документы и предметы, нет ничего страшного, загадочного, необъяснимого и противоправного. В том, что они пришли к вам домой, тоже. Раз пришли, бродят и изымают, значит надо. Впрочем, вы можете этому воспрепятствовать. Но лучше не стоит.  Такие любопытные и  достаточно лукавые разъяснения о правах и обязанностях сторон в ходе выездной налоговой проверки вышли недавно из-под пера чиновников Минфина России.

Отбросив в сторону излишнюю политкорректность, констатируем: читать чиновничьи письма полезно. Но очень скучно. В подавляющем (сознание) большинстве своем они длинные и нудные. С громоздкими повторяющимися цитатами из нормативно-правовых актов.  Написаны  они как будто специально бывают так, чтобы никто ничего не понял. А когда разберешься и поймешь – становится еще более скучно и тоскливо. Для чего столько нагородили-то, когда можно было в двух словах объяснить? Случаются, впрочем, и  исключения  – запредельно короткие послания, из которых читателю  не сильно понятно, с какого потолка взялся тот или иной вывод вывод.

А есть еще письма  иного, третьего свойства -  не длинные и не короткие, информативные, но не очень. Зато с некой «лукавинкой», интрижкой, недосказанностью. Руководствоваться ими напрямую достаточно проблематично. Но и они могут быть полезны (и даже  доставить определенное удовольствие при прочтении), если читать их «между строк» или вовремя включить ассоциативное мышление. Не «профессиональное», а именно ассоциативное. Например, ко многим письмам из министерств и ведомств можно подобрать какой-то литературный аналог. Из классики, например, или не из кинофильма.  А там и до психоанализа недалеко. Хотите попробовать?

Ночью все кошки серы

«Уж полночь близится, а Германа все нет» (А.С. Пушкин, «Пиковая дама»).  Вы не правы, Александр Сергеевич, он давно здесь. В штатском,  в звании государственного гражданского служащего,  в должности старшего инспектора отдела выездных налоговых проверок ИФНС № 13. Он сидит за столом (не за карточным, а за столом главбуха проверяемого ООО, который его ему любезно предоставил, ибо лучше выдумать не мог) и пишет протокол изъятия. Часы пробьют двенадцать раз, но он не уйдет. Бухгалтер пьет валидол. Гендир – коньяк.

Стоп, на время выключаем ассоциативное мышление, а то оно слишком далеко нас унесет. В мистику и спиритзм…  Речь-то ведь идет всего лишь о письме Минфина России 05.10.2017 № 03-02-08/64830 о том, что ночное подписание протокола о выемке документов не делает саму выемку незаконной.

Итак, законодательство вроде бы запрещает сотрудникам налоговых органов изымать документы у компании в ночное время. Однако, согласно мнению чиновников финансового ведомства, этот запрет не распространяется на протоколирование данного процесса. Иными словами, даже если налоговики припозднились с протоколированием, причем сильно, признать их действия незаконными не получится. Поскольку протоколирование - уже вроде как и не выемка.

Такое мероприятие налогового контроля, как выемка документов (предметов), предусмотрено статьей 94 Налогового кодекса РФ. Проводить ее ночью налоговики, вроде бы, права не имеют (п. 2 ст. 94 НК РФ). Статья  5 Уголовно-процессуального кодекса РФ определяет ночное время как промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени. В своих рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, ФНС России ссылается именно на эту статью УПК РФ (письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Официально

Время, которое требуется для составления протокола выемки документов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц, а также на подписание протокола, не входит во время производства выемки (изъятия) документов.

Но есть одно «но» - вышеприведенные нормы законодательства не конкретизируют, что именно подразумевается под выемкой: только непосредственные действия по изъятию предметов или вся процедура мероприятия налогового контроля в целом, включая составление и подписание протокола выемки, описей изъятого, фиксирование возражений и т.д.

В результате случаются следующие ситуации: проверяющие упаковали нужные им документы и предметы в коробки до 22 ч 00 мин., но закончили протоколирование лишь ближе к полуночи или с первым криком петуха. Внимание, вопрос: уложились ли они в «нормативы»? Вопрос, кстати, не «смоделированный», а вполне реальный. Его задали чиновникам Минфина России представители проверяемой компании, подписавшие протокол в 23 часа 40 минут по местному времени.

А теперь, внимание, ответ: в Минфине России считают, что в пункте 2 статьи 94 Налогового кодекса РФ речь идет только о действиях по изъятию документов. А время, которое необходимо для составления и подписания протокола выемки документов и предметов, не входит во время производства выемки (изъятия) документов и предметов. Это означает следующее. Если выемка документов и предметов произведена до 22 часов, то составление и подписание протокола в более позднее время  не свидетельствует об окончании выемки в ночное время. Почему? Отвечая на такие вопросы, можно «грузить» оппонента ссылками на законодательство, разъяснять все «на пальцах», даже рисовать схемы. Но вполне применим (как мы и наблюдаем в данном случае) и популярный фразеологизм «по кочану».

Излишними подробностями  о происхождении такого вывода чиновники себя не утруждают, ограничившись (помимо ст. 94 НК РФ) ссылкой на приказ  ФНС России от 08.05.2015 « ММВ-7-2/189@ с понятным и коротким названием (до конца читать не обязательно):  «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)». В нем, чв частности, говорится, что «время начала и окончания производства выемки, изъятия документов и предметов фиксируется в протоколе». Есть и форма этого протокола с графами «выемка начата» и «выемка окончена». Но что считать датой окончания выемки, снова не очень ясно. Когда уложили документы в коробки и обвязали скотчем? Или когда вынесли их из офиса и уложили в багажник служебной машины? А если их (все или частично) вынесли неупакованными? А если что-то «не доизъяли», а потом вспомнили, отсчет времени начинается сызнова?

Стоп, мы же с вами «выключили» ассоциативное, детски-непосредственное мышление, поэтому нам так тяжело. Быстро включаем: « А вот чего я не понимаю… Что же, это все полночь да полночь, а ведь давно уже должно быть утро?» - «Праздничную полночь приятно немного и задержать», − ответил Маргарите  Воланд. Сеанс  серой магии без последующего разоблачения. А фея из «Золушки» все перепутала – даже в полночь карета не обратится в тыкву, если это карета налоговиков

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Ситуация: к вам пришли налоговики, а вы говорите им, что сейчас очень заняты или не в настроении и просите зайти в другой раз – через годик. Или не заходить вовсе. Или вообще ничего не объясняете, а просто не открываете дверь. Что ж, имеете право.

В письме от 31.08.2017 №03-02-08/55972 Минфин России подтвердил, что выездная проверка физлица может проходить по месту его жительства. Причем речь идет не только об индивидуальных предпринимателях. Физлицам же «милостиво разрешено»…  не впускать проверяющих.  За это почти ничего не будет, вот разве что…

Итак, выездная проверка «физического лица, в том числе не являющегося индивидуальным предпринимателем», проводится в порядке, установленном статьей 89 Налогового кодекса РФ. При этом ревизия может проводиться по одному или нескольким налогам. Решение о проведении выездной проверки выносит налоговый орган по месту жительства этого лица. Доступ инспекторов на территорию налогоплательщика осуществляется в соответствии со статьей 91 Налогового кодекса  РФ. Однако проверка в жилых помещениях против воли проживающих в них граждан не допускается, конкретизируют чиновники.  Вот, собственно, и все письмо.

Сами налоговики в курсе всех этих тонкостей. Если налогоплательщик не желает пускать в квартиру инспекторов, то выездная проверка будет проводиться по месту нахождения ИФНС, говорится в Информации на официальном сайте налогового ведомства. Однако само это «нежелание» трактуется налоговиками не как «право», а как «препятствие проведению проверки», о чем в письме финансистов не говорится.

Рекомендательно

Постучали в дверь? Посмотрите в глазок. Если на лестничной площадке налоговики - можете не открывать. Такой вывод следует из письма чиновников Минфина России, тактично умолчавших о последствиях такого демарша.

При этом, если физлицо не позволяет инспекторам осматривать помещения, используемые для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. А как уж там они что «наопределяют» – неизвестно. Так что, может быть, иногда лучше и впустить? Gредлагать Герману чашечку кофе не обязательно, но и не возбраняется.

Включаем ассоциативное мышление: «Сан Саныч, эти ягоды есть можно?» - «Можно! Только отравишься» (фильм «Спортлото-82»).

Помимо этой бессмертной фразы на память почему-то приходит полемика Шарика с Матроскиным по поводу принадлежности теленка:  «Корова у нас государственная – мы ведь ее на прокат взяли. Значит, и телёнок  государственный». – «Шарик, Шарик, помолчи, пожалуйста. Корова государственная. A всё, что она даёт - молоко, или телят - это уже наше» -  «Нo брали-то мы одну корову, а теперь у нас две получилось». – «Шарик, по квитанции корова рыжая одна. Брали мы её одну по квитанции. И сдавать будем одну, чтоб не нарушать отчётности!»

Новых серий «Простоквашино» что-то давно не снимают, вот, видимо, и подрабатывают его герои консультантами в различных ведомствах.

«Шутки юмора»

По поводу того, что налоговики будут проверять в квартире «физика», можно иронизировать долго, что и делают участники разнообразных форумов:

KREATOR «Правильно ли подшиты документы по уплате транспортного налога, как ведется учет платежей в блокноте, собраны ли все чеки с детей и переданы ли данные в онлайн-кассы».

НАТАли «Подозреваю, что наличие жильцов, с которых хозяева берут деньги за проживание, а НДФЛ не платят. Или сверят справку 2-НДФЛ с имеющимися "богатствами"».

ВАНИЛИНКА «Потом пойдут по родственникам, которые первый взнос на ипотеку взаймы дали, телек на новоселье подарили. Проверят, точно ли умерла троюродная бабушка, оставившая в наследство антикварную вазу. А если никто не открыл, то значит жилец не находится по месту регистрации?»

ПЕРПЕТУУМ Не нравится мне это все!!!

Что ж, смех продлевает жизнь (хотя иногда и усугубляет последствия налоговой проверки), а хорошо смеется тот, кто не поленился зайти  в «Википедию» и  найти в ней значения таких слов, как «формализм»,  «казуистика», «демагогия», «софизм», «передергивание», «бюрократия».  Что касается позиции пользователя с «ником» ПЕРПЕТУУМ, то и его понять можно - а кому понравится-то?

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх