.

Операции юрлиц с наличными взяли под жесткий контроль

Совет Федерации одобрил законопроект № 582426-7, уточняющий перечень операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю. Теперь от взора властей не ускользнет ни одна операция с наличкой от 600 тысяч рублей. В суть новшеств углубилась юрист Светлана Ясинская.

Документ был внесен в парламент в ноябре 2018 года, а в первом чтении принят год назад. Ко второму чтению проект процентов на 90 переписали, после чего приняли сразу во втором и третьем чтениях – 7 июля.2020 года. А уже на следующий день новинку одобрил Совфед. Документ, в частности, усиливает контроль за операциями с наличными на сумму от 600 тысяч рублей и вводит обязательный контроль почтовых переводов от 100 тысяч рублей.

Что ужесточили

До сих пор банки обязаны были сообщать об операциях с наличными на сумму от 600 тысяч рублей и при условии, что такие операции с наличными не оправданы особенностями хозяйственной деятельности компании. Под хозяйственную деятельность подпали, например, такие операции, как внесение наличных от покупателей на счет компании, снятие денег для выплаты заработной платы, пособий по беременности и родам, выдачи командировочных и т. п.

Согласно законопроекту, в котором теперь нет понятия «хозяйственная деятельность», банки обязаны будут контролировать и сообщать «куда надо» о любых операциях с наличностью на сумму более 600 тысяч рублей.

Важно

Поправки в «антиотмывочный» закон формально направлены на снижение нагрузки по обязательному контролю. И послабления действительно есть. Но у предпринимателей и бухгалтеров появился лишний повод для беспокойства. Сейчас банки должны осуществлять контроль и информировать Росфинмониторинг при снятии со счета юрлица или зачислении на него наличных денег на сумму 600 тысяч рублей и более, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности. Теперь под контроль подпадут любые подобные операции с наличными на эту сумму независимо от характера хозяйственной деятельности юрлица. Поправки вносятся в подпункт 1 пункта 1 статьи 6 «антиотмывочного» Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ Это относится и к операциям, проводимым при зачислении или списании со счета (вклада) иностранной структуры без образования юрлица и при осуществлении лизинговых платежей, а также к выплатам юрлицу страхового возмещения или получению от юрлица страховой премии.

Пополнят список контролируемых операций также почтовые переводы от 100 тысяч рублей и возврат неиспользованного аванса за услуги связи (тоже от 100 тыс. руб.). Второй и далее переводы по гособоронзаказам будут контролируемыми при сумме от 10 миллионов рублей (сейчас – от 50 млн руб.).

По действующему законодательству организации обязаны информировать Росфинмониторинг, если у них возникает подозрение, что операция направлена на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма. С 1 марта 2022 года организации в подобных случаях обязаны будут представить информацию о бенефициарном владельце, сведения о действиях клиента или его представителя, связанных с такими операциями.

Где ослабили

В то же время перестанут подлежать контролю:

‒        обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого;

‒        переводы с/на заграничный счет (вклад), открытый на анонимного владельца;

‒        получение имущества в лизинг (но при этом будут контролируемыми платежи по лизингу на суммы от 600 тысяч);

‒        переводы денег некредитными организациями по поручению клиента.

Сейчас контроль по таким операциям нужен, если сумма начинается от 600 тысяч рублей.

Обратите внимание

В то же время из-под контроля выводятся обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, перевод денег за границу на счет анонимного владельца и поступление средств с него, а также денежные переводы, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента. Не будет контролироваться и получение имущества по договору лизинга, однако контроль за предоставлением имущества по таким договорам сохранится.

Не будут контролируемыми сами по себе сделки с недвижимостью от трех миллионов рублей, но будут – операции с деньгами в связи с таким сделками. Раньше власти намеревались установить контроль за всей цепочкой (и денежными движениями, и самим сделками), а сейчас контролируются конкретно сами сделки.

Тонкости идентификации

Обязанность по идентификации клиента дополняется необходимостью проводить таковую в отношении иностранной структуры без образования юридического лица.

Не нужна будет идентификация физлица при покупке ювелирки по безналу на сумму до 200 тысяч рублей (сейчас – до 100 тыс. руб.). При этом останется возможной идентификация при условии, что у сотрудников организации, проводящей операцию, возникают подозрения в отмывании.

На заметку

Для организаций, которые проводят операции с денежными средствами или иным имуществом, вводится дифференцированный подход к предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Для каждой организации (кредитные, страховые, лизинговые организации, операторы лотерей, азартных игр, инвестиционных платформ, ломбарды и т. д.) определен свой вид операций, подлежащих такому контролю.

Перечисленные поправки должны будут вступить в силу через 180 дней после официального опубликования нового закона, за исключением положений, для который установлен иной срок (в том числе «технического» характера).

Очень подозрительно

При подозрении могут заблокировать счет и занести в «черный список». Блокировки ставят под угрозу доступ к деньгам на счетах и в большинстве случаев приводят к гибели бизнеса. При этом закон до сих пор не предусматривает ответственности для банков за неправомерные блокировки, и взыскать компенсацию за убытки практически невозможно. А сами банки зачастую злоупотребляют полномочиями, блокируя средства по формальным признакам.

После отказа в проведении операций или открытии счета юрлица попадают в так называемый черный список ЦБ РФ, из которого его можно исключить только через процедуру реабилитации, весьма долгую и «размытую». Однако, согласно данным Росфинмониторинга, в 63% случаев блокировка средств признается законной. Ситуацию не спасают и попытки расторгнуть договор обслуживания и перевести деньги в другой банк: чтобы помешать переводу средств, банки устанавливают повышенную комиссию в среднем от 10–20% от суммы перевода.

В итоге предприниматели теряют доверие к банковской системе и переходят на расчеты наличными, а средний и крупный бизнес начинает активно применять альтернативные системы клиринга: по данным на 2019 год, доля компаний, перешедших на наличный расчет, выросла в четыре раза, до 8%. В апреле же в Интернете оказались данные примерно 120 тысяч граждан и компаний – клиентов банков, включенных в черный список ЦБ РФ по антиотмывочному законодательству – первый случай появления в открытом доступе информации, которая связана с Банком России.


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх