.

ПБУ обрели статус федеральных стандартов

Посредством поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» объявлено, что ПБУ следует считать федеральными стандартами. Возникает резонный вопрос: «И что теперь?» Давайте разбираться.

С 19 июля 2017 года статья 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) дополнена частью 1.1, которая устанавливает: «Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются для целей настоящего Федерального закона федеральными стандартами». Данному требованию удовлетворяют все ПБУ без исключения. А вот Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (ПВБУ) утверждено Минфином России 29.07.1998, то есть ранее 1 октября 1998 года. Следовательно, ПВБУ не может считаться федеральным стандартом.

Что меняется в учетной практике?

Одновременно продолжает действовать часть 1 статьи 30 Закона. Ведь в соответствии с ней до утверждения Минфином России федеральных стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные министерством до 1 января 2013 года. А федеральные стандарты как таковые министерством не утверждались.

Действительно, порядок утверждения федеральных стандартов установлен статьями 27 и 28 Закона. Эти статьи регламентируют процедуру разработки стандартов начиная с 1 января 2013 года и обратной силы не имеют. При этом положения по бухгалтерскому учета (ПБУ) обрели статус федеральных стандартов (ФСБУ) особым путем - «в обход» требований вышеназванных статей. ФСБУ «провозглашены» законодателем. В итоге, поскольку начиная с 1 января 2013 года федеральные стандарты Минфином России не утверждались, сохраняют силу все правила, содержащиеся в ПВБУ, методических указаниях по бухгалтерскому учету и других приказах с нормативным статусом. Разумеется, в части, не противоречащей Закону. Так, пункт 28 ПБУ 4/99 предусматривает составление пояснительной записки, в то время как в Законе такая форма бухгалтерской отчетности не упоминается.

Ввиду проблемного состояния подзаконных актов (которые так и не приведены регулятором в соответствие с Законом) практикующему бухгалтеру в первую очередь надлежит штудировать Закон.

Примечательно, что источником правил могут служить лишь те приказы Минфина России, которые зарегистрированы в Минюсте России. Среди положений по бухгалтерскому учету не имеют государственного регистрационного номера только ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Но теперь эти ПБУ обязательны к применению, поскольку признаны федеральными стандартами.

Важно

Федеральные стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

В целом ПБУ 4/99 в противоречии с Законом не находится. Но, например, пункт 48 этого стандарта устанавливает: «Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации». Между тем по данному вопросу законодательство как раз устанавливает иное. А именно, часть 4 статьи 13 Закона гласит: «Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления».

«Коронация» ПБУ

Подведем итог: «переименование» ПБУ в ФСБУ не изменило основных правил ведения учета и составления отчетности. Исключения составляют лишь ПБУ 4/99 и ПБУ 13/2000, которые теперь возведены в ранг подзаконных актов.

Актуально

Бухгалтерская отчетность должна составляться на основе информации, определенной федеральными стандартами (ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Поэтому соблюдайте предписания разделов ПБУ «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности».

Примечательно, что на основании части 14 статьи 27 Закона внесение изменений в федеральный стандарт (а равно и отмена федерального стандарта) осуществляется в порядке, установленном названной статьей. И первым федеральным стандартом, подвергнутом изменениям, стало ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». О внесенных новациях, внесенных в этот стандарт, читайте в следующей статье.

В заключение отметим, что «новоиспеченные» федеральные стандарты не подлежат применению в сфере, регулирование которой осуществляет Банк России, – например, некредитными финансовыми организациями.

 

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх