.

Почему глава ФНС отрицает проблему необоснованных доначислений?

Сообщения о недовольстве бизнеса работой налоговых органов в рамках действующей с 2017 года статьи 54.1 Налогового кодекса преувеличены, заявил журналистам глава ФНС Даниил Егоров после расширенной коллегии ведомства. Известный налоговый адвокат Сергей Пепеляев так не считает.

Недовольство бизнеса практикой применения статьи 54.1 НК РФ вызвано тем, что налоговые органы не рассчитывают, сколько предприятие должно было заплатить, не нарушая правил. В результате уклонистам доначисляют налоги не с прибыли, а с выручки, и доначисления значительно превышают суммы, которые бизнес вообще заработал. При этом штрафы составляют 40%.

Спрашивали? Ответил!

«На сегодняшний день есть около 180 споров с налогоплательщиками по ст. 54.1 НК в судах. Я сомневаюсь, что эти цифры можно назвать очень большими для всей Российской Федерации», - ответил г-н Егоров на просьбу журналистов прокомментировать возмущение бизнеса по поводу ст. 54.1 НК РФ. По его словам, налоговая выигрывает в судах более 85% споров.

Да кто бы сомневался, как говорится… Однако число актов налоговых проверок по статье 54.1 НК РФ о необоснованной налоговой выгоде значительно превышает число судебных споров, а многие предприятия просто не доживают до судов.

Устранить «карательные меры» ранее предлагал правительству бизнес-омбудсмен Борис Титов, отмечавший, что существующая практика «носит штрафной характер», и зачастую, доначисляя налоги, ФНС не учитывает фактически понесенные расходы бизнеса. Однако ФНС и Минфин необходимость «налоговой реконструкции» отрицают.

Налоговый остракизм

В общем, ФНС России открыто настаивает именно на карательном варианте применения статьи 54.1 НК РФ. Ведомство считает ее не только ключом к распознаванию злоупотребления налоговым правом и налогового мошенничества, но также инструментом санкционного воздействия на лиц, уклоняющихся от налогообложения.

Актуально

Статья 54.1 НК РФ применяется в случаях, когда в документах учета или отчетности искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, в результате чего уменьшается сумма налога. Последствием таких действий и искажений, по мнению ФНС России, становится полный отказ налогоплательщику в вычетах НДС и затрат по соответствующим операциям. Например, если необходимое сырье закуплено при посредничестве фирм-однодневок, то налоговые органы будут считать, что таких закупок не было вовсе и никаких затрат налогоплательщик не понес. Но произведенную продукцию обложат налогами по полной программе.

Такой подход, который налоговики старательно проводят в судах, отражен в письме Минфина Россииот 13.12.2019 № 01-03-11/97904.

Впервые ответ на запрос о порядке налогообложения (чем и является это письмо) подписал сам министр, да еще и «полным титулом»: Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации. И с удивительной проворностью: запрос ФНС России направлен 12 декабря, а ответ был готов уже на следующий день!

Очень похоже, что министерство не действовало самостоятельно, поэтому, ведя речь о письме, продолжим говорить о позиции ФНС России.

Ее суть: учет расходов при исчислении налога на прибыль организаций, чьи действия по злоупотреблению правом подпадают под статью 54.1 НК РФ, положениями этой статьи не предусмотрен. Смысл и значение этой фразы в том, что вычет расходов данной статьей не допускается, запрещен.

Но при этом еще и использован оборот «не предусмотрен» в расчете на оспаривание письма в Верховном Суде РФ. Разве можно признать письмо незаконным, когда статья 54.1 НК РФ действительно ничего не говорит об учете расходов: ни о возможности их вычета, ни о запрете на вычет?

Может ли статья 54.1 НК РФ быть инструментом «налогового остракизма» — отлучения недоимщика от прав, предоставленных налогоплательщику законом? Это не следует ни из самой статьи, ни из иных правовых норм.

Актуально

Рассматриваемая статья Налогового кодекса РФ не допускает уменьшения налогов в результате искажения налогозначимых сведений и данных. Тем «экономиям», которые появились как результат искажения, действительно нет места. Но нельзя же назвать «уменьшением налогов» суммы, которые могут и должны быть исчислены на основе ординарных правил Налогового кодекса РФ. Где написано, прямо и без всяких толкований, что лицо, злоупотребившее правом, лишается права на исчисление налога на основе закона? И возможно ли такое с точки зрения российской Конституции?

Статья 54.1 НК РФ — это реализация принципа приоритета существа над формой. Если формально отношения, сделки, операции выглядят прекрасно, но не соответствуют существу явлений, то налоги будут исчислены в соответствии с сутью дел.

Но если смысл этой статьи предполагает поиск скрытого под внешней формой существа, то какие основания есть для того, чтобы не исчислять налоги в соответствии с этим выявленным существом?

Такие основания могут быть только в одном: в желании отомстить правонарушителю, наказать его, лишить права учитывать фактические затраты и т. п. И напугать всех остальных.

Но ведь статью 54.1 применяют в совокупности с частью 3 статьи 122 НК РФ: с неплательщика взыскивают штраф в размере 40% от доначисленной суммы налога (за умышленное правонарушение). К тому же штраф исчисляется с суммы «недоимки», исчисленной в завышенном размере из-за отказа в вычете затрат. Можно говорить о тройном применении санкций.

Статья 122 НК РФ устанавливает ответственность за занижение сумм налогов. Занижение в сравнении с чем? Разумеется, в сравнении с действительным размером налогов, исчисленных на основе законодательства. Этот действительный размер никак нельзя игнорировать, в том числе путем блокирования действия норм Налогового кодекса РФ о порядке исчисления налогов, на чем настаивает налоговая служба.

Вверх

 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор