.

На «убыточные» комиссии больше не позовут

С 12.04.2017 вступают в силу изменения, внесенные в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.  

Целью новации (постановление Правительства РФ от 30.03.2017 №357) является закрепление за ФНС России полномочий по контролю и надзору за правильностью исчисления страховых взносов, а также за полнотой и своевременностью внесения их в соответствующий бюджет (п.  1, подп. 5.1.1 Положения). Все изменения представлены в таблице.

Изменения в Положении о Федеральной налоговой службе






Суть изменения

Как стало

Как было

Норма Положения

Уточнено, кто подлежит регистрации в налоговой инспекции

Федеральная налоговая служба … ведет в установленном порядке … учет организаций и физических лиц в целях проведения налогового контроля

Федеральная налоговая служба … ведет в установленном порядке … учет всех налогоплательщиков

Подпункт 5.5.1

Уточнены обязанности ФНС России по бесплатному информированию экономических субъектов

Федеральная налоговая служба … бесплатно информирует … налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов:

- о действующих налогах, сборах и страховых взносах,

- о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, 

- порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов,

- о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов,

- о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Федеральная налоговая служба … бесплатно информирует … налогоплательщиков:

- о действующих налогах и сборах,

- о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,

- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,

- о правах и обязанностях налогоплательщиков,

- о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Пункт 5.6

Уточнены обязанности ФНС России по возврату или зачету налоговых платежей

Федеральная налоговая служба … осуществляет … возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов

Федеральная налоговая служба … осуществляет … возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов

Пункт 5.7

Уточнены права ФНС России по изменению сроков уплаты налоговых платежей

Федеральная налоговая служба … принимает …

решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов и пеней

Федеральная налоговая служба … принимает …

решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней

Подпункт 5.8.1

Уточнены права ФНС России по утверждению форм требований об уплате налоговых платежей

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … форму требования об уплате налога, сбора, страховых взносов

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … форму требования об уплате налога

Подпункт 5.9.2

Уточнены права ФНС России по утверждению порядка доведения до экономических субъектов сведений об изменении КБК

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов сведений:

- об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства;

- иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведений:

- об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства;

- иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации

Подпункт 5.9.23

Уточнен перечень экономических субъектов – получателей от местной администрации квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налоговых платежей

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … форму квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов (налоговым агентам)

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … форму квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам (налоговым агентам)

Подпункт 5.9.24

Уточнены права ФНС России по утверждению формы акта совместной сверки расчетов

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … форму акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … форму акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам

Подпункт 5.9.28

Уточнены права ФНС России по утверждению порядка изменения срока уплаты налоговых платежей

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … порядок изменения налоговыми органами срока уплаты налога, сбора и страховых взносов

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … порядок изменения налоговыми органами срока уплаты налога и сбора

Подпункт 5.9.35

Уточнены права ФНС России по утверждению форматов документов, истребуемых у экономических субъектов

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … форматы истребуемых у налогоплательщиков,плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов документов, представляемых в налоговый орган в электронной форме по ТКС, и порядок представления таких документов, если полномочия по утверждению форм и (или) форматов указанных документов не возложены Налоговым кодексом РФ на иные федеральные органы исполнительной власти

Федеральная налоговая служба … устанавливает (утверждает) … форматы истребуемых у налогоплательщиков документов, представляемых в налоговый орган в электронной форме по ТКС, и порядок представления таких документов, если полномочия по утверждению форм и (или) форматов указанных документов не возложены Налоговым кодексом РФ на иные федеральные органы исполнительной власти

Подпункт 5.9.51

Уточнены права ФНС России по разработке форм и порядка заполнения налоговой отчетности

Федеральная налоговая служба … разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, страховым взносам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством РФ, и направляет их для согласования в Министерство финансов РФ

Федеральная налоговая служба … разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством РФ, и направляет их для утверждения в Министерство финансов РФ

Пункт 5.10


«Убыточные» комиссии остались без работы

Письмом от 21.03.2017№ЕД-4-15/5183@ ФНС России отменила свое же письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 о работе комиссий по легализации налоговой базы - в части всех тех налогов, правильность формирования налоговой базы по которым и полноту уплаты которых были призваны оценивать комиссии. Никаких новых задач комиссиям пока не поставлено.

Налоговая инспекция вправе вызвать представителя организации для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов - в связи с налоговой проверкой или вне рамок налоговой проверки (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Во втором случае вызов может означать приглашение на заседание комиссии по легализации налоговой базы.

Подробную информацию о работе таких комиссий ФНС России давала более двух лет назад  - в письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Целью их работы было увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений законодательства.

Комиссии по легализации налоговой базы были призваны оценивать правильность формирования налоговой базы и полноту уплаты НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ,  налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога,  транспортного налога, налога, уплачиваемого при применении УСН, ЕНВД, ЕСХН.

Для рассмотрения на заседании комиссии инспекция отбирала экономических субъектов, которые:

  • заявляли налоговые убытки;

  • имели низкую налоговую нагрузку;

  • являлись налоговыми агентами по НДФЛ и имели задолженность по перечислению НДФЛ либо  снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10 процентов или же выплачивали зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;

  • имели признаки занижения налоговой базы, необоснованного применения налоговых льгот, налоговых ставок,

а также:

  • налогоплательщиков – резидентов РФ, в отношении которых поступала информация от компетентных источников иностранных государств о получении ими дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ;

  • налогоплательщиков, в отношении которых имелись обращения контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций о получении дохода;

  • предпринимателей, заявивших профессиональный налоговый вычет в размере более 95 процентов от общей суммы дохода, полученного за налоговый период;

  • иных налогоплательщиков - например, заявляющих возмещение НДС, или в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения законодательства, но назначать выездную проверку нет смысла по причине ее возможной малоэффективности.

При этом за неявку должностное лицо организации, которой был адресован вызов для дачи пояснений, наказывали административным штрафом в размере от 2000 до 4000 рублей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

И вот теперь ФНС России отменила свое письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 в части всех тех налогов, правильность формирования налоговой базы по которым и полноту уплаты которых были призваны оценивать комиссии по легализации налоговой базы. Тем самым деятельность комиссий оказалась под вопросом, поскольку никаких новых задач им пока не поставлено. Остается внимательно следить за новыми разъяснениями Минфина России и ФНС России по данной проблеме.

Проверки ФСС в 2017 году – по новым правилам

С 18.04.2017 будут отменены методические указания ФСС РФ:

  • по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 № 110 (далее – Методические указания № 110);

  • о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденные постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 82 (далее – Методические указания № 82).

Методические указания № 110 устанавливали единые требования к проведению проверок отчетности по прежней форме 4-ФСС по взносам «на травматизм» и по взносам на обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности и в  связи с материнством (на ВНиМ). Однако за периоды, начиная с 01.01.2017, функции по контролю за уплатой взносов на ВНиМ возложены на ФНС России. А ФСС РФ уполномочен проводить камеральные проверки расходов по ВНиМ, отраженных:

  • в расчете по страховым взносам, представленном в налоговую инспекцию;

  • в заявлении работодателя на возмещение средств на выплату пособий и иного страхового обеспечения по ВНиМ.

Соответственно, приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 с отчетности за I квартал 2017 года была обновлена форма 4-ФСС. В ней уже не нужно отражать информацию о взносах на ВНиМ, осталась только информация по взносам «на травматизм». В связи с этим Методические указания № 110 полностью устарели.

Обратите внимание!

Заметьте: в 2017 году ФСС РФ продолжает в прежнем порядке проводить камеральные проверки «уточненок» за периоды, истекшие до 01.01.2017 (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Методические указания № 82 также не подлежат применению при проведении документальных выездных проверок по взносам «на травматизм» за периоды, начиная с 01.01.2017. Ведь теперь ФСС РФ проводит такие проверки  совместно с ФНС России.

В 2017 году порядок проведения камеральных и выездных проверок по взносам «на травматизм»  установлен Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".



Доступ к бератору на 3 дня

Вверх