.

Проверки-2023: главные «сюрпризы» впереди

Прошлый, 2022 год был богат на события. Работодатели испытали сразу несколько шоковых ситуаций. Помимо изначально запланированных масштабных законодательных изменений, например, касающихся охраны труда, были и многочисленные не предвиденные заранее, с которыми пришлось работать в авральном режиме. К работе в условиях возможных внеплановых изменений стоит быть готовым и в наступившем 2023-м. Это отчасти потребует дара предвидения, чтобы предусмотреть возможные риски. Хотя планировать и сложно, но тем не менее можно поставить себе ряд реальных задач на год.

Глобальные и внезапные изменения в 2022 году делают сложным любое объективное прогнозирование даже на краткосрочную перспективу. Но в любом случае придется работать в двух плоскостях: технической и стратегической.

Первая – подготовка и внедрение на практике тех изменений в законах, которые утвердили в 2022 году. Поправок много:

-       новая отчетность из-за создания единого Фонда пенсионного и социального страхования РФ;

-       пособия для исполнителей по ГПХ;

-       новые правила обучения по охране труда и тестирование специалистов по охране труда;

-       медстраховки для иностранных сотрудников и др.

Для всего этого потребуются документальная подготовка (разработка локальных нормативных актов, издание приказов и иных организационно-распорядительных документов), техническая реализация и готовность к возможным ошибкам (например, новые отчеты могут какое-то время буксовать).

По ходу применения новшеств придется вносить правки во внутреннюю документацию, чтобы все в итоге работало без сбоев. Ведь ответственность за допущенные ошибки с работодателей никто не снимал.

Вторая – стратегическая. Работа в условиях возможных внеплановых изменений. Это отчасти потребует дара предвидения, чтобы предусмотреть возможные риски. Хотя планировать и сложно, но тем не менее можно поставить себе ряд реальных задач на год.

Например, мораторий на плановые проверки продлен на 2023 год, но власти с 19 ноября 2022 года разрешили проверять работодателей в случае жалоб на задержку зарплаты (при поступлении от работников обращений (информации), содержащих сведения о массовых (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше месяца). Предполагаем, что при долгах по зарплате проверки будут и в этом году.

Обратите внимание

Нельзя не отметить и введение единого налогового счета, единого налогового платежа, что, по нашему мнению, может рассматриваться как своеобразная реформа всей системы уплаты налогов в стране, которая практически не имела аналогов ранее. Особенно хотелось бы обратить внимание на фактическое введение единого дня уплаты налога – 28-е число, – о необходимости которого давно говорили многие эксперты. Можно, разумеется, спорить о своевременности внедрения этого новшества именно в 2022 году, а также рассуждать о необходимости «обязательности» такого перехода, однако очевидно, что начало 2023 года для всех налогоплательщиков будет необычайно «веселым» и потребует сосредоточенности и внимания.

«Военно-учетные» штрафы вырастут

Другая сфера – воинский учет, он, как известно, под мораторий не подпадает. Принимая во внимание уже имеющийся опыт, связанный с частичной мобилизацией, можно предположить, что в 2023 году будут проводиться выборочные проверки ведения воинского учета в организациях-работодателях и ИП. А еще эксперты ожидают повышения штрафов за нарушения в воинском учете. Они пока остаются одними из самых маленьких.

Так что тему с воинским учетом тоже лучше контролировать. Особенно в условиях начала процесса цифровизации всех сведений о гражданах, подлежащих воинскому учету, в рамках формирования единого государственного информационного ресурса в соответствии с Указом Президента России от 25.11.2022 № 854.

Нельзя сбрасывать со счетов и тему проверок соблюдения правил гражданской обороны (инструктажи и пр.).

Еще один блок тоже связан с мобилизацией. Сроки возврата ранее мобилизованных сотрудников оценить сложно, многие работодатели уже приняли на работу временный персонал: кто по трудовому договору, кто по ГПХ (фрилансеров, самозанятых и пр.). Надо придерживаться законодательства, стараясь не нарушать процедуры. Несложно предположить рост числа трудовых споров именно по этим вопросам.

И, несмотря на мораторий, общий тренд со стороны проверяющих и судов будет на жесткий контроль тех, на кого «легла хоть тень» от возможных нарушений ТК РФ. Так что кадровикам придется быть в полной «боевой» готовности.

«Персональные» визиты

Еще не забываем про поправки, связанные с персональными данными, которые начнут действовать с 1 марта 2023 года (Федеральный закон от 14.07.2022 № 266‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”»). В частности, о новых ограничениях, касающихся трансграничной передачи данных. До начала передачи теперь придется уведомлять об этом Роскомнадзор.

Также Роскомнадзор утвердил сразу два новых документа, вступающих в силу с 1 марта 2023 года. Это Требования к оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения Федерального закона «О персональных данных» (приказ от 27.10.2022 № 178) и Требования к подтверждению уничтожения персональных данных (приказ от 28.10.2022 № 179). У вас еще есть время их изучить и подготовиться к изменениям.

Обратите внимание

Мораторий на проверки продлен на 2023 год (Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 №2516). Одновременно с этим контрольные органы стали чаще использовать профилактические визиты. В этом году мы ожидаем увеличения количества уведомлений от проверяющих о проведении профвизитов, в том числе от Роскомнадзора, тем более что с марта 2023 года в силу вступают очередные изменения, касающиеся персональных данных.

Все это происходит на фоне снижения затрат во многих компаниях, оптимизации численности и штатов, несистемных изменений в ТК РФ и не поспевающих за ними пояснений и уточнений со стороны уполномоченных госорганов (как это стало уже практически традиционным у нас – самоизоляция, дистанционный труд и т. д.) и других вынужденных факторов. Поэтому вряд ли стоит ожидать легкого года для HR.

Хочется надеяться, что следующий, 2024 год будет уже спокойнее и легче с точки зрения нагрузок и шоков.

Обратите внимание

Изменения в трудовом законодательстве коснулись и иностранных работников. С 1 января 2023 года временно пребывающие в РФ иностранные работники получат право на обязательное медицинское страхование. Исключена обязанность требовать у таких работников при приеме на работу полис ДМС или обеспечивать их платной медицинской помощью. Прежние правила действуют только для высококвалифицированных иностранных специалистов. Из трудовых договоров с иностранными гражданами необходимо исключить условие об оказании временно пребывающему иностранному работнику медпомощи, а также реквизиты полиса ДМС. Для этого надо заключить с ними дополнительные соглашения. Потребуют обновления и ЛНА: теперь там должна быть информация о новых гарантиях временно пребывающим иностранным работникам.

Преступления и наказания

Уходящий год значительным образом повлиял на экономическую деятельность нашей страны, что не могло не сказаться на правовом регулировании. Так, УК РФ уже дополнился рядом составов, которые стоит учитывать руководителям компаний при осуществлении предпринимательской деятельности. Некоторые составы, хотя и не были официально введены в 2022 году, активно обсуждаются в СМИ, в связи с чем, возможно, поправки о них будут приняты в 2023 году. Выделим три момента.

1.     Введение уголовной ответственности за следование санкциям

В 2022 году особенно актуальным было антисанкционное регулирование. Так, в частности, еще в марте предлагалось введение уголовной ответственности за «следование антироссийским санкциям». В том числе были предложения дополнить статью 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» частью 2, которая предусматривала бы уголовную ответственность за «использование лицом, выполняющим управленческие функции в организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации, либо повлекшее тяжкие последствия».

Субъектом данного преступления может быть руководитель (то есть лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа), член совета директоров, а также любое иное лицо, осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

Следует отметить, что сам предложенный состав имеет достаточно «растяжимый» характер и потенциально под него могут подпадать любые сделки, связанные в том числе с частичным или полным прекращением деятельности на территории РФ, отказом от заключения сделок с определенными контрагентами (даже если указанные действия никак не соотносятся с международными санкциями). Законопроект был вынесен на рассмотрение в первом чтении Госдумы России, однако его рассмотрения в 2022 году так и не случилось.

Тем не менее это не исключает его возможного принятия в 2023 году. Если эти поправки заработают, руководителям организаций потенциально может грозить уголовная ответственность в виде штрафа в размере до миллиона рублей (или в размере заработной платы, а также иного дохода), либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до 10 лет, если будет установлено, что они совершили сделку, направленную на «следование санкциям».

Кроме того, в 2023 году, возможно, будет реанимирована статья 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство», которая ранее почти не использовалась. Например, ее могут начать применять в ситуациях, когда руководитель компании распродает имущество юрлица по заведомо нерыночной стоимости с целью ухода из России.

2.     Ужесточение ответственности при заключении государственных контрактов в сфере государственного оборонного заказа

В сентябре 2022 года в УК РФ были введены новые уголовно-правовые составы в части государственного оборонного заказа. Так, введена статья 201.2 УК РФ «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа».

В части 1 предусмотрена уголовная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, если лицо ранее было привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 или части 2.1 статьи 14.55 КоАП РФ.

При этом в данных нормах КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение условий госконтракта по государственному оборонному заказу, касающихся: количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг; срока поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг либо срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнения обязанности по обеспечению авансирования.

Часть 2 статьи 201.2 УК РФ же предусматривает ответственность:

1)    за нарушение условий госконтракта по государственному оборонному заказу, повлекшее причинение РФ ущерба в сумме, составляющей не менее 5% цены от госконтракта (при этом ущерб должен быть не менее 5 млн рублей);

2)    или невыполнение задания государственного оборонного заказа.

Кроме того, введена статья 201.3 УК РФ «Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа». Аналогично части 1 предыдущей статьи, лицо должно быть в течение года подвергнуто административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.29.2 КоАП РФ.

Последняя предусматривает ответственность за совершение следующих действий (либо бездействие):

1) отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ, от заключения госконтракта по государственному оборонному заказу, если его заключение является обязательным для указанных лиц (за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31 КоАП РФ);

2) отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством РФ в сфере гособоронного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения гособоронного заказа, если его заключение является обязательным для указанного лица.

В настоящий момент информации о возбуждении уголовных (или хотя бы административных) дел по данным статьям нет.

Однако вероятно, что в 2023 году будут инициированы первые уголовные преследования за указанные деяния.

В связи с чем руководителям организаций следует учитывать это при работе с государственными заказчиками в сфере государственного оборонного заказа.

3.     Введение уголовной ответственности за уклонение от мобилизации

Один из главных вопросов 2022 и, видимо, 2023 года: будет ли введена уголовная ответственность за уклонение от военной службы по мобилизации?

Следует напомнить, что в настоящий момент за уклонение от явки по повестке на мобилизационные мероприятия установлена исключительно административная ответственность, предусматривающая в качестве наказания штраф до 3000 рублей (ст. 21.5 КоАП РФ).

А статья 328 УК РФ, о которой нередко пишут в СМИ как об устанавливающей ответственность за уклонение от мобилизации, распространяется исключительно на граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на срочную военную службу.

Одновременно в СМИ можно встретить информацию о том, что в Государственной думе России обсуждается введение уголовной ответственности за уклонение от мобилизационных мероприятий. Однако, согласно последним заявлениям представителей Госдумы, проект о введении ответственности за уклонение от службы по мобилизации не рассматривается, так как утратил свою актуальность в связи с объявлением окончания мобилизации.

Обратите внимание

Что касается трудовых книжек, Минфин России приказом от 11.04.2022 № 55н обновил правила изготовления и покупки бланков и вкладышей – новые книжки будут использоваться с 1 января. Утилизировать и обменивать старые не надо – их можно использовать без ограничения срока. Но если бланков нет, а в компанию устраиваются новые сотрудники, не отказавшиеся от бумажной трудовой книжки, для них необходимо заказать бланки нового образца. Список распространителей можно найти на сайте объединения «Гознак». И наконец, с марта 2023 года начнут действовать единые требования к составу и форматам кадровых документов, которые оформляют только в электронном виде. Если в компании применяется электронный кадровый документооборот, то работодателям придется соблюдать требования, изложенные в приказе Минтруда России от 20.09.2022 № 578н.

Упрощенная ликвидация

Хотим обратить внимание на упрощенную ликвидацию компаний малого и среднего бизнеса в 2023 году. В начале 2000-х годов среди бизнесменов сформировалась практика создания огромного числа юридических лиц для совершенно разных целей, принадлежавших, по сути, единственному владельцу. Одни использовали компании для отмывания денег, другие решали вопрос налоговой оптимизации через «дробление», третьи – выстраивали корпоративные взаимоотношения.

Компании, выполнившие свой «долг» или ставшие ненужными, бизнесмены попросту бросали, даже не меняя участников и директоров. О процессе добровольной ликвидации не задумывались, сама процедура казалась сложной, долгой и недешевой.

Юридические лица становились балластом в ЕГРЮЛ. Налоговые органы регулярно проводят «зачистки» реестра, но на сегодняшний день эти процессы так и остаются незавершенными. В период экономического кризиса многие компании (особенно это коснулось субъектов малого и среднего предпринимательства) были вынуждены остановить хозяйственную деятельность.

Бизнесмены столкнулись с тем, что содержать практически «нулевую» компанию стало слишком дорого. Нужно как минимум оплачивать аренду (юридический адрес), услуги банка, Интернет, бухгалтерию, платить минимальные налоги. А ликвидировать компанию тоже могло встать в копеечку.

Понимая проблему, на помощь малому и среднему бизнесу пришли законодатели, подготовив по поручению Председателя Правительства РФ М. В. Мишустина законопроект № 164662-8 об упрощенной ликвидации. В настоящее время он внесен на рассмотрение Госдумы России. Чтобы воспользоваться упрощенной процедурой, компания должна одновременно выполнить ряд условий:

-       быть зарегистрированной в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;

-       не являться плательщиком НДС или быть освобожденной от уплаты налога;

-       не иметь задолженности, в том числе и перед бюджетом;

-       завершить все расчеты с кредиторами (или вообще их не иметь);

-       не иметь на балансе недвижимости или транспорта;

-       не иметь записи о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ;

-       не находиться в процессе реорганизации или ликвидации;

-       не находиться в процессе принудительного исключения из ЕГРЮЛ;

-       не находиться в процессе банкротства;

-       не иметь оснований для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктами «б», «д», «м» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с законопроектом предполагается следующий порядок действий.

Участники принимают решение о начале ликвидации юридического лица.

Участники направляют в регистрирующий орган заявление, подписанное ими всеми. Заявление можно подать в электронном виде с подписанием ЭЦП либо воспользоваться услугами нотариуса. При положительном решении регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о предстоящем исключении организации из реестра в течение пяти рабочих дней.

Участники в течение трех дней обязаны сделать публикацию в Вестнике государственной регистрации о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ. По истечении трех месяцев, которые даются кредиторам для предъявления возражений против ликвидации, компанию исключают из ЕГРЮЛ, если возражений не поступило.

На момент внесения такой записи организация по-прежнему должна соответствовать всем обязательным условиям. В течение года со дня, когда заинтересованные лица узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, упрощенную ликвидацию можно оспорить.

Если законопроект будет принят, вступить в силу он может уже 1 июля 2023 года. В этой связи хотим прокомментировать очень важный момент. Законопроект предлагает внести изменение в пункт 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устанавливающее возможность возложения субсидиарной ответственности на участников ООО за неисполнение обязательств общества во всех случаях исключения его из ЕГРЮЛ.

По сути, «ограниченная ответственность» в обществах с ограниченной ответственностью перестанет существовать, складывающаяся в настоящее время судебная практика это лишний раз подтверждает.

Тем не менее, если законопроект примут, малый бизнес существенно сократит денежные и временны́е издержки, а ЕГРЮЛ ждет очередная «зачистка».


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх