.

Проверяют меньше, штрафуют чаще, отнимают больше

Все помнят, чем несколько лет назад обернулось реформирование (сокращение) чиновничьего аппарата. Правильно, его увеличением. Поэтому результаты реформы контрольно-надзорной деятельности, подразумевающие ослабление «проверочного давления» на бизнес, можно было предсказать заранее: число проверок сократилось, зато штрафовать предпринимателей стали чаще.

Если где-то убыло, значит, где-то прибыло. Ну, закон такой, диалектика, метафизика, термодинамика, основа всех основ… Так что удивляться снижению количества проверок бизнеса при одновременном увеличении количества штрафов, в принципе, не приходится.

«Первое, хотел бы сказать, что число проверок снизилось, причем значительно снизилось, на 41%. Но есть и другая сторона медали. К сожалению, при том, что число проверок снизилось, растут штрафы, то есть их количество», – сообщил на рабочей встрече с президентом России Владимиром Путиным бизнес-омбудсмен Борис Титов.

«В общем, пока такое отношение: большинство предпринимателей в целом заявило, они считают, что административная нагрузка на них возросла, даже не снизилась, а возросла», – продолжил он.

Так, по словам Титова, наибольший рост количества штрафов замечен в транспортной отрасли: «Это и система "Платон", и превышение массы или так называемых габаритов транспортного средства, это контроль на дорогах. Сегодня, в общем, это выливается уже в серьезные цифры». Он добавил, что это может быть связано с тем, что технически механизм взимания штрафов не налажен.

Уполномоченный также сообщил, что на смену старым видам проверок (плановых и внеплановых) приходят проверки по КоАП, административные расследования, мониторинги, региональные администрации дают задания на специальные проверки. По словам Титова, они проходят без контроля прокуратуры. «Поэтому мы видим, что Роспотребнадзор возбуждает, например, до 25% дел против бизнеса в результате именно таких проверок, которые не подконтрольны прокуратуре. А число штрафов – 20% уже от общего количества штрафов от этих специальных видов проверок», – пояснил он.

Согласитесь, бизнес-омбудсмен всея Руси – человек осведомленный и за свои слова отвечающий. Источники информации – со всех регионов.

Итоги реформы контрольно-надзорной деятельности подвели на всероссийском совещании уполномоченных по защите бизнеса. И если кто-то до сих пор верит в то, что проверка является превентивной мерой, предотвращающей правонарушения, то он наконец должен разувериться – это исключительно источник наполнения бюджета. «Палочная система», «вал по плану» - это не темное прошлое, а светлое настоящее

«С удвоением!»

Согласно официальной статистике, с 2010 года число плановых проверок бизнеса снизилось в четыре раза (с 1,35 млн до 302 000 в 2018 г.), внеплановых — в два раза (с 1,1 млн до 676 000). При этом за различные провинности в прошлом году оштрафовали 984 000 юридических лиц (каждое четвертое из числа действующих и каждое второе из числа отчитавшихся о ненулевом балансе) на 179 миллиардов рублей. Это в два раза больше, чем в 2015 году, когда к ответственности было привлечено около 400 000 организаций.

На заметку

В январе 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев предложил запустить «регуляторную гильотину». Председатель правительства пообещал избавить бизнес от устаревших требований со стороны государства, количество которых необоснованно завышено. Для проведения «регуляторной гильотины» в аппарате правительства создали специальный департамент. Все затаили дыхание и, сообразно инстинкту самосохранения, втянули голову в плечи – главное ведь, чтобы «прокрустовым ложем» не оказалась, причем отнюдь не для «избыточных норм».

Дороже всего обходятся предпринимателям штрафы за неоплату вреда в системе «Платон» (ст. 12.21.3 КоАПа) — наложено 997 492 штрафа на 7,8 миллиарда рублей, за превышение массы или габаритов транспортного средства (ст. 12.21.1 КоАПа) — 73 280 штрафов на 4 миллиарда рублей, нарушение требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАПа) — 45 739 штрафов на 1,37 миллиарда рублей и нарушение порядка и сроков представления сведений в Пенсионный фонд (ст. 15.33.2 КоАПа) — 364 657 штрафов на 147 миллионов рублей.

При этом большинство ведомств не раскрывают информацию о числе рейдов, административных расследований и других механизмов, позволяющих привлекать предпринимателей к ответственности без проведения проверок.

Но сравнение данных Минэкономразвития, судебной статистики и Росстата позволяет говорить о том, что в практике Роспотребнадзора до 25% административных производств возбуждались не по итогам проверок, у Росприроднадзора и Росалкогольрегулирования этот показатель — более 60%, у ФАС России - до 70%. Полностью искоренена такая практика только в МЧС.

Также выяснилось, что риск-ориентированный подход в том виде, в котором он внедрялся, не привел к снижению числа плановых проверок. Оно достигнуто в основном за счет «надзорных каникул». Но стоило Роспотребнадзору внедрить риск-ориентированный подход, на который «надзорные каникулы» не распространяются, как он снова переключился со школ и детских садов на кафе и рестораны, а в каких-то регионах проверяющие уже пошли закрывать ларьки с шаурмой.

Без предупреждений и согласований

Для снижения административного давления у контролеров в 2016 году появилась возможность выносить в качестве первого наказания по итогам проверки предупреждения вместо штрафа. Однако системно применяет такой механизм только МЧС. А вот у МВД, например, этот показатель составляет от 0 до 9%.

Как отмечают представители управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры, ведомство сейчас согласовывает лишь около 3% проверок, поскольку «каждая отрасль пытается выскочить из-под надзора». Например, сейчас с прокурором следует согласовывать не только проверки, но и плановые закупки. Но вот Роспотребнадзор утверждает, что должен не согласовывать, а лишь уведомлять. Невозможно оказалось добиться от контролеров и систематизации действующих требований в виде специального справочника: за эту работу отвечает Минэкономразвития, но там не справляются — приходится обращаться в правительство.

В аппарате омбудсмена рассчитали для регионов индекс административного давления на бизнес. Он основан на таких показателях, как доля предпринимателей, подвергнутых проверкам, доля предупреждений от общего количества проверок, доля штрафов, наложенных без проведения проверок, и размер среднего штрафа на одного предпринимателя. По результатам исследования выяснилось, что самое высокое административное давление на бизнес — в Саратовской, Курской и Белгородской областях, а самое низкое — в Удмуртии, республиках Марий Эл и Хакасия.

Компаниям пообещали комплексные проверки…

«Безумие какое-то, система штрафов не должна так работать! Это поборы, и проверяющие обязаны что-то найти! И после этого они хотят получить налоги? Бизнес закрыл! Не открою больше!» - основательно отредактированный и сокращенный (с изъятием ненормативной лексики) крик души самарского коммерсанта, одного из тысяч «несчастливцев».

Разумеется, так нельзя. Разумеется, надо что-то придумать, чтобы разорвать этот порочный круг. Да придумали уже, в общем-то…

Всюду идет укрупнение. Строятся комплексы зданий. В медклиниках нам обещают комплексные проверки организма. Все мы привыкли к комплексным обедам в столовых (ныне переименованы в бизнес-ланчи). А скоро предпринимателям, видимо, предстоит привыкать к комплексным проверкам – когда «ревизорить» их будет в одночасье не одно ведомство, а, скажем, сразу три. Или пять.

Справочно

Большая часть проблем предпринимателей связана с уголовным преследованием бизнеса – на долю уголовных дел приходится 30,5% обращений к бизнес-омбудсмену, говорится в докладе г-на Титова. Уголовное разбирательство по-прежнему остается популярным способом разрешения гражданско-правовых споров. Суды все так же игнорируют законодательный запрет на аресты предпринимателей, по собственному усмотрению отказывая им в этом звании и руководствуясь формальными признаками.

Речь идет о предложении из пакета инициатив, переданного Дмитрию Медведеву группой очень инициативных депутатов. Парламентарии предлагают внедрить единые требования к плановым проверкам бизнеса и предусмотреть совместные мероприятия надзорных ведомств.

Как отмечают авторы инициатив, сейчас проверки одного и того же предпринимателя по ряду вопросов могут проводить сразу несколько ведомств, при этом их требования могут противоречить друг другу. Кроме того, каждый надзорный орган имеет право прийти к предпринимателю один раз в год, но в результате получается, что ежегодно бизнес подвергается как минимум пяти проверкам разных ведомств в различное время. Поэтому надзорным ведомствам следует организовывать совместные проверки, перед проведением которых они будут договариваться между собой, обсуждать план контрольных мероприятий и возможные вопросы.

В докладе также говорится, что проверки должны проводиться на основе чек-листов с определенным количеством вопросов (не более 30 пунктов), касающихся только обязательных требований, нарушение которых связано с наибольшим риском. Депутаты рассчитывают, что такие предложения будут отражены в новом законопроекте о контрольно-надзорной деятельности.

…и страховку от непреодолимой силы

Не от нечистой, нет, и не от потусторонней – от непреодолимой всего лишь. С нечистой - сложнее. Для снижения дополнительных нагрузок на бизнес предложено разработать механизм страхования предпринимательских рисков и ответственности. Инициатива содержится в том же самом докладе по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, переданном депутатами премьер-министру.

Это позволит обеспечить своевременную компенсацию ущерба, причиненного пострадавшей стороне. Помимо этого, страхование привлечет большой объем «длинных» денег в экономику страны, отмечается в документе.

Речь идет о снижении категории риска для предприятий, застрахованных в трех формах: страхование ответственности работодателя перед работниками, страхование ответственности перед потребителями, страхование рисков от непредвиденного ущерба и вреда, наступившего вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Слово «обязаны» напрямую в тексте документа вроде бы не фигурирует, но между срок намекается, что страховка будет «добровольно-принудительной». В духе «а кто не будет брать…» – ну, а дальше знают все. А как иначе в светлое будущее загонишь? Просто же, как все гениальное. И тогда вообще проверять никого не надо будет – нужно будет только просчитать, сколько примерно можно «слупить» с фирмы с таким-то оборотом и таким-то количеством сотрудников, и заложить эти суммы в плату за страховку.

Кроме того, предложено сократить само количество проверяющих, обеспечить их достойным уровнем заработной платы, пересмотреть функционал и обновить штат инспекторов. Деятельность контрольно-надзорных органов рекомендуют направить на профилактические мероприятия и помощь предпринимателям по организации безопасной работы.

…и «проверочные» визиты

Да, органы контроля и надзора получат новый инструмент для проверки бизнеса – инспекционный визит. А легкие внеплановые проверки предлагается проводить без разрешения Генпрокуратуры.

Об этом рассказал замминистра экономического развития Савва Шипов. Такая поправка будет внесена в законопроект о госконтроле ко второму чтению в Госдуме.

По словам замминистра, соответствующие поправки будут внесены в законопроект о госконтроле ко второму чтению. Инспекционный визит сможет быть как плановым, так и внеплановым. Мероприятие будет проводиться в течение одного дня. Контролерам запретят истребовать у проверяемых организаций какие-либо документы.

В качестве примера Шипов приводит ситуацию, когда инспектор проходит по помещениям, проверяя соблюдение обязательных требований противопожарной безопасности. Он вправе явиться внезапно. «Можно ставить в известность предпринимателей о том, сколько раз в год будет совершен инспекционный визит, но не говорить, когда конкретно контролер придет», – уточняет чиновник.

У поднадзорного лица «не будет серьезных затрат на прием инспектора». «Надо просто пустить и показать, ничего больше. Такая проверка будет происходить в течение дня, не ночью. Пришел, проверил и ушел», – говорит Шипов. Государство «уходит от доминирования проверок к применению других форм контроля».

Кроме того, ведомство считает, что о новых формах контроля необязательно уведомлять прокуратуру. «Если сработал индикатор риска, ситуация выходит за пределы штатной, то без согласования с прокуратурой можно проводить все, кроме рейда и проверки», – пояснил замминистра.

Также Минэкономразвития выступает с инициативой изменить систему штрафов бизнеса. Их размер за конкретное нарушение не должен быть одинаковым для всех. В будущем могут исчезнуть и надзорные каникулы: их полностью заменят риск-ориентированным подходом.

Цель придумки с «визитами», безусловно, благородная – снижение административных барьеров. Вот только «новация» эта в большом ходу у наших проверяющих всех мастей, а особенно у людей в погонах, аж с начала 90-х. Ожившая (и страшноватая) иллюстрация к детской песенке: «Мы к вам заехали на час – привет, бонжур, хэллоу! А вы скорей любите нас, вам крупно повезло!» Повезло вам крупно, что просто так мы к вам заглянули, а не с ордером пришли или с проверочным решением – тогда еще хуже было бы. А так… Так-тааак… Нарушаем, значит? Ах, не нарушаем… Хм… (угрожающе и с сомнением). И тут рука проверяемого (ну, инстинкт такой, самопроизвольное движение) уже тянется в карман (или в сейф) за… Ну, уж точно не за Конституцией РФ и не за Налоговым кодексом.

Уровень недоверия бизнеса силовикам и судьям достиг критической отметки

И тут мы плавно переходим к самой, пожалуй, животрепещущей теме – теме свободы и несвободы. Не в каком-то там высоком философско-фигуральном смысле, а в самом что-ни на есть прямом. Как нары.

Подумать о том, как защитить отечественный бизнес от отечественных силовиков, как сделать так чтобы волки (образно) были сыты, а овцы (тоже образно) хотя бы целы, президент потребовал в 2015-м. И в 2016-м. И в 2017-м. Не сказать, чтобы поручение президента игнорировали… Работали в этом направлении, законы всякие принимали. И вот, наконец… Февраль 2019-го, послание президента РФ Федеральному собранию, цитата: «Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания». Да, так и сказал, добавив, что ранее уже обращал внимание на эту проблему, но ситуация, к сожалению, «не сильно изменилась» - дела в отношении предпринимателей возбуждают «кое-как или по непонятным соображениям». Много еще было сказано, но суть одна – в лучшую сторону мало что изменилось. Ввиду, как говорят юристы «отсутствия корреляции между буквой закона и правоприменительной практикой» (перифраз приписываемого М. Е. Салтыкову-Щедрину афоризма о том, что «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». «Нормы либерализации экономических преступлений есть, а либерального правоприменения не наблюдается», - комментируют ситуацию юристы. Имея в виду, что у заинтересованных силовиков есть уйма разнообразных хитрых инструментов для отправки коммерсантов за решетку в обход всех законодательных норм.

Справочно

Федерация рестораторов и отельеров и «Опора России» направили в Роспотребнадзор концепцию реформирования санитарно-эпидемиологического надзора деятельности предприятий общепита. Действующие нормы СанПиН предлагается сократить до минимума и перевести их в разряд рекомендательных. Приоритетом контроля должен стать результат, а не процесс приготовления. По данным рестораторов, в российском общепите действует около двух миллионов норм. Бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщил, что только Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство, Роструд и МЧС предъявляют 790 требований к таким заведениям. Существующие нормы не позволяют работать, приходится платить либо взятки, либо штрафы. Например, ресторанная сеть в Москве отдает от двух миллионов рублей штрафов за проверку.

Немного статистики… Причем не от Росстата и не от какого-то там ВЦИОМа, а от… Федеральной службы охраны (ФСО). По просьбе г-на Титова исследование провели. И выяснили вот что: подавляющие число предпринимателей считают ведение бизнеса в России небезопасным, опасаются силовиков и не доверяют судам. Сенсация практически, кто бы мог подумать. 84,4% опрошенных коммерсантов уверены, что законы не гарантируют защиту бизнеса от необоснованного уголовного преследования (о «гарантиях» амнистии капиталов, кстати, можно прочитать на стр. ***), 55% не доверяют не только людям в погонах, но и людям в мантиях. Всего 43,3% респондентов доверили бы разрешение хозяйственных споров государственному суду, 30,1% – третейскому, 10,8% – вообще никому. Две трети экспертов (66,9%) не считают правосудие в стране независимым и объективным.

47% опрошенных говорят о необоснованном возбуждении уголовных дел; 27,6% – о том, что уголовные дела используются для усиления переговорной позиции и для получения информации в корпоративных и хозяйственных спорах. Ещё 39,8% видят в уголовных делах способ давления на бизнесменов и инструмент борьбы с конкурентами.

В последней части доклада части приводятся ответы предпринимателей, подвергавшихся уголовному преследованию. Чаще всего дела в отношении них возбуждались по статье 159 Уголовного кодекса РФ – «Мошенничество». Две трети до начала уголовного преследования вели бизнес более десяти лет. 71,2% относились к представителям микро- и малого бизнеса. 41% предпринимателей считают, что дела в отношении них возбуждались из-за бизнес-конфликтов, личного интереса силовиков или чиновников. Для 45,2% опрошенных уголовное дело не завершилось приговором, чего не скажешь об их развалившемся бизнесе.

Кроме того, бизнес продолжают разорять при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий. И хотя в прошлом году в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены изменения, призванные не допустить изъятия электронных носителей информации в ущерб предпринимательской деятельности при расследовании экономических преступлений, такое ограничение по-прежнему отсутствует в законе об оперативно-розыскной деятельности, говорится в докладе.

В результате под видом осмотра места происшествия фактически проводится обыск с изъятием всех документов. А срок возврата изъятого, а также место и объект проведения обследования помещений, никак не определены. Такая неопределенность приводит к тому, что если следственные мероприятия проводятся в офисных центрах, то под изъятие подпадают все его арендаторы, даже если они не имеют отношения к предмету проверки.

Итогом встречи с президентом, на которой как раз и было «презентовано» это жутковатое исследование, стало то, что Владимир Путин всецело поддержал Бориса Титова: нужно бороться с «несуразными» проверками бизнеса. Также он предложил проанализировать ситуацию с использованием залога для бизнесменов вместо жестких мер пресечения. В общем, все, кажется, опять уперлось в деньги и… Вы живы и всегда актуальны, Михаил Евграфович!

Со своей стороны бизнес-омбудсмен, пользуясь случаем, помимо прочего предложил…

Управлять своим бизнесом из тюрьмы станет проще

В 2016 году с легкой руки президента РФ, подписавшего соответствующие поправки в УПК и УК РФ, к предпринимателям в СИЗО пустили нотариусов. То есть арестованным бизнесменам разрешили приглашать в СИЗО нотариуса, чтобы оформить доверенности на управление бизнесом. Свидания с нотариусом коммерсантам предоставляются без ограничения их числа и продолжительности. Теперь пора идти дальше…

Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил создать в СИЗО бизнес-инкубаторы. В них задержанные предприниматели могли бы ликвидировать свои предприятия или участвовать в их финансовом оздоровлении.

Мотивировка: отсутствие возможности управлять своим бизнесом из СИЗО приводит к остановке работы компании или ее принудительной ликвидации в случае, если долгое время не представляется отчетность о деятельности. По этой причине бизнесу и ФСИН необходимо проработать идею создания бизнес-инкубаторов в СИЗО, чтобы предприниматели могли контролировать работу компаний.

«Особо стоит отметить, что с находящихся в СИЗО и местах лишения свободы индивидуальных предпринимателей без наемных работников взимаются страховые взносы – при отсутствии какой-либо предпринимательской деятельности», – говорится в докладе. Титов также предлагает освободить таких ИП от страховых взносов во время их нахождения в местах лишения свободы или временного содержания. Своевременно и благородно, как и все (без всякой иронии), что делают г-н Титов и его аппарат.

P.S. Кто-то из экспертов уже печально пошутил на сей счет, что пора бы уже ввести новый ОКВЭД – «Мошенничество» и постепенно заменять им все существующие, а регистрацию бизнеса передать от ФНС во ФСИН.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх