.

Семь шкур: как ужесточат сбор налогов в 2019 году

Чего ждать налогоплательщикам от органов исполнительной власти и местного самоуправления, от ревизоров и инспекторов всех специализаций, жанров и мастей в 2019 году? Ответ на этот вопрос можно найти в письме Минфина России от 31.10.2018 № 06-04-11/01/78417. И ответ этот прост – ничего хорошего.

Почти как в том анекдоте: «Доктор, я жить буду? - Будете, но вряд ли вам такая жизнь понравится». Потому что на всех на нас предписано охотиться, как, скажем, на зайцев, причем с той же целью.

Минфин рекомендует

Руководство по такой охоте Минфин России как раз и направил в субъекты РФ вышеупомянутым письмом. Полное название документа: «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации   и муниципальных образований». Фолиант на 45 страниц. Не хочется лишний раз тревожить дуг Гете с его «Фаустом», но штука у чиновников действительно получилась сильная.

Все предлагаемые финансистами меры по обеспечению «сытости» бюджетов разделены на четыре раздела. Проанализируем рекомендации, которые касаются практически нас всех

Повышение эффективности администрирования доходов 

Местным властям рекомендуется, в частности, расширять составы комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях ив организациях. Активизировать работу по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты налога на доходы физических лиц, а также деятельность по легализации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов. Предпринимать должные и своевременные меры по профилактике налоговых нарушений и предотвращению банкротства предприятий и организаций. Неусыпно мониторить финансовое состояние крупных предприятий с целью прогнозирования налоговых поступлений.

Из всего вышесказанного следует, что:

  • активизируют свою работу так называемые «зарплатные комиссии», где работодателя будут убеждать платить «белую» зарплату, а также комиссии «банкротные»;

  • увеличится количество проверок, проводимых миграционной службой, а соответственно, и количество штрафов;

  • работе по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты НДФЛ будут привлекать управляющие компании и наиболее «доброжелательных», неравнодушных и социально-активных жителей многоквартирных домов, почитающих за благо «утопить» ближнего своего;

  • при банкротстве всеми правдами и неправдами в первую очередь будет погашаться задолженность по налогам, в том числе и за счет привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц;

  • в отношении крупных компаний фактически открытым текстом разрешается устанавливать пресловутые «планы» по налогам (хотя не для кого не секрет, что негласно они действуют и сейчас).

Выявление потенциальных доходных источников бюджетов

Если у кого-то чего-то не хватает, значит он, правильно, просто плохо ищет. Претворяя этот тезис в жизнь, Минфин России советует «регионалам» активизировать работу по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта и уплаты налога на эти транспортные средства, развивать систему видео-фиксации нарушений правил дорожного движения. Запускать в эксплуатацию больше платных парковок и платных автодорог. Не скупиться на повышение ставок налога на имущество организаций и увеличение ставок транспортного налога для мощных, дорогих и элитных автомобилей. Полагая, что этой возможностью могут увлечься чрезмерно, чиновники как бы заранее предостерегают: «В пределах, установленных федеральным законодательством».

Наконец, предлагается поскорее запустить «единую методику оценки налоговых льгот» и «активнее внедрять передовой опыт регионов по реализации проектов, частично финансируемых за счет добровольных пожертвований граждан».

Говоря более понятным языком, предлагается следующее:

  • перевести на коммерческую основу (передать коммерческим организациям) системы видео-фиксации нарушений правил дорожного движения и взыскания штрафов;

  • уничтожить бесплатные парковки там, где они почему-то еще остались;

  • повысить ставки транспортного налога и налога на имущество до максимально возможного предела.

  • снизить до минимально возможного предела количество налоговых льгот (еще лучше – извести их «под корень);

  • что касается рекомендации по внедрению «передового опыта добровольных пожертовавний», то она, при умелой трактовке, может существенно расширить возможности для самоуправства на местах и фактически легализовать «чиновничий беспредел» или даже «институт завуалированного взяточничества» как таковой. Хрестоматийно же все: «А не будут брать – отключим газ!» Цель – благая, значит и средства оправданны.

Развитие экономического потенциала регионов

Подзаголовок вроде бы вполне нейтральный. Наполнение, однако, достаточно пугающее. Предписано, во-первых, активизировать работу по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. А во-вторых – проводить предварительную оценку эффективности предлагаемых к внедрению мер поддержки бизнеса (налоговые льготы, технопарки, бизнес-инкубаторы и т. д.).

В переводе сие означает ни что иное, как усиление контроля за целевым использованием земельных участков с санкциями вплоть до изъятия земель и поддержку бизнеса только при условии увеличения налоговых поступлений. Что будет с тем, кого поддержали, а он, что называется, не оправдал, остается только догадываться. Бесплатный сыр – только в мышеловке, а Уголовного кодекса у нас на всех хватит.

Совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию

Этот сказ как бы не про нас, но на самом деле это только на первый взгляд. На самом деле, в этом подразделе как раз и сокрыта вся суть. Предлагаемые меры:

  • развитие системы стимулирования органов местного самоуправления к увеличению доходной базы местных бюджетов путем составления рейтингов органов местного самоуправления;

  • совершенствование системы стимулов для местных властей к увеличению налоговых доходов от источников на своей территории.

Переводим и переосмысливаем: в случае, если местная власть не будет выполнять рекомендации, то и никакой помощи от центра не получит. «Держаться» придется без денег. Так что выполнить их ей придется. И нам с вами – тоже.

Лирическое наступление

Цель документа - увеличение доходов регионов путем роста экономического и налогового потенциалов. Минфин России рекомендует регионам в поисках нужных им средств «посркрести по сусекам» (как в сказке «О колобке») и хорошенько «тряхнуть» налогоплательщиков. Или, может, лучше – «растрясти»? Ну, как Алиса с Базилио трясли «богатенького Буратино. Правда, ожидаемого эффекта это, помниться, не принесло. Да и «буратины» нынче уж не те пошли – с кого есть что взять – изворотливые, а кто попроще да почестнее (глупее) – с тех и взять-то нечего. Но скрести по сусекам и трясти всех кого попало все же придется.

Напрягите ухо, и вы услышите равномерное гудение, похоже то на голодный вой, то на бурчание в утробе давно не евшего существа. Это не собака Баскервилей. Это подает голос его величество Бюджет. Тот самый, всегда встающий из-за стола с легким чувством голода. Смотрящий, словно волк, в лес, как бы его не кормили. Робин Бобин Барабек, скушавший уже не сорок, а миллионы раз по сорок человек, коров, быков и кривых мясников. Бездонная Марианская впадина, где ни черта не видно. И он не угомонится, даже если слопает доходы всех самозанятых (хотя вряд ли они дадут ему это сделать). Он не насытится, если ему скормят все «забытые» вклады граждан.

«Зависшие» вклады передадут в госказну

Поясняем, речь идет о предложении передавать в бюджет невостребованные банковские вклады, которое сейчас рассматривает Комитет Госдумы по финансовому рынку. Объем «зависших» средств на счетах «спящих» клиентов оценивается в миллиарды рублей. Клондайк. Эльдорадо. Особенно принимая во внимание то, что многие фактические владельцы таких вкладов «спят» не просто в фигуральном смысле, но еще и вечным сном. Ведь чаще всего, «зависшими» становятся счета умерших, о наследстве на имущество которых не заявили родственники. Согласно пункту 1 статьи 1152 и пункту 1 статьи 1154 Гражданского кодекса РФ, наследники имеют право принять наследство в течение шести месяцев с даты смерти. Причем сам банк такой счет закрыть не может.

«Также данная участь может коснуться средств номинальных держателей ценных бумаг и тех участников акционерных обществ, которые себя никак не проявляют, соответственно, не получают дивиденды. Суть заключается в том, чтобы определиться с этими ресурсами», - заявил глава комитета Анатолий Аксаков.

Справочно

«Определиться», разумеется, надо – чего добру пропадать. И нынешняя попытка – далеко не первая. Вот только раньше все эти невостребованные средства предлагалось перенаправлять на благотворительность, но сейчас, понятное дело, не до нее. Если посмотреть на Запад, мы увидим что-то подобное, но тоже с оговоркой.

К примеру, такая практика с 2015 года существует в Швейцарии: там невостребованные вклады передают в пользу государства, но только в том случае, если по ним не было никаких движений в течение 60 лет. Мы же, традиционно любящие быструю езду, так долго ждать не можем. Поэтому нашим «невостребованным» и 10 лет – это слишком много. Нам бы попроще: годика три, и «было ваше – стало наше».

Взятки: вред и… польза

Но, повторимся, упомянутые невостребованные миллиарды переварятся в желудке нашего Барабека очень быстро. И - снова сусеки, скребок, пот со лба, надежды на лучшее, напряженная работа разума. Гениальная мысль подкралась незаметно, быстро оформившись сначала в законопроект № 544566-7, а затем и в закон от 03.10.2018 № 351-ФЗ. Заработает с 1 января 2019 года. Суть предельно проста: конфискованные у коррупционеров средства будут перечислять в бюджет ПФР (это как бы младший брат нашего федерального Робина-Бобина). На благое дело, то есть, пойдут. Гуманистический принцип «убил бобра – спас дерево» наконец обрел достойное место в российском законодательстве. Давая взятку чиновнику здесь и сейчас, ты обеспечиваешь себе (да и не только себе) достойное существование в будущем. Важно только правильно «сдать» коррупционера и не попасться самому. Круг замкнулся. Делая что-то как бы плохое (давая или вымогая взятку) ты в конечном счете поступаешь как бы хорошо.

Актуально

Осталось только наловить взяточников - побольше и покрупнее. Но за этим, скорее всего, дело не станет. Например, при отделениях полиции можно создать подразделения «тайных взяткодателей» (по аналогии с такими-же покупателями). Будут шастать из кабинета в кабинет и предлагать деньги – в надежде, что кто-нибудь да «поведется». Или тайком засовывать пачки купюр прямо в карманы. С «засудить» конечно посложнее будет. А вот в том, что этим денежным конфискатом бюджет ПФР насытится – большие сомнения. Разве что чувство голода притупит, червячка заморит.

В общем, по большому счету, все эти методы – экзотика и популизм. Накормить бюджет могут только налоги, квазиналоги и еще раз налоги. Которые руководство страны обещало не увеличивать, а они почему-то растут.

Правительство развернули лицом к налогам

Ну да, как ту избушку на курьих ножках. Получается, что до этого оно стояло к ним если не задом, то вполоборота, что ли. Ну, в общем, так, чтобы не смотреть правде в глаза и не видеть, как они повышаются.

Значит так, однажды Михаил Викторович нажаловался Владимиру Владимировичу, что россиян фактически задушили налогами и тот поручил Дмитрию Анатольевичу со всем этим разобраться. Мы не издеваемся – на самом деле все так и было, но некоторые подробности, конечно, не помешают.

Глава государства Владимир Путин встретился с руководителем Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и узнал от него о якобы сильном росте «фискальной и квазифискальной нагрузки на население». «В последнее время растут различные обязательные выплаты, неоправданно повышаются штрафы, в том числе за нарушение ПДД, цены на бензин, налоги по кадастровой стоимости на земельные участки и недвижимость. И это на фоне роста цен в магазинах в связи с инфляцией. Все это болезненно воспринимается людьми», - отметил Михаил Шмаков. Дабы удостовериться в правдивости слов профсоюзного лидера президент и подключил к делу главу правительства Дмитрия Медведева: «Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам, понимать, что реально, в реальной жизни там происходит. Не на бумажках, а в реальной жизни». В общем, отправил главу кабмина за МКАД и дальше - посмотреть, растет ли в реальности налоговая нагрузка на российских граждан в регионах по отдельным отраслям, или все это г-ну Шмакову во сне привиделось. И теперь всю зависит от того, будет ли г-н Медведев смотреть на ситуацию нормальными глазами («широко закрытыми» уже не получится) или традиционно – через розовые очки. И как он отрапортует президенту. Ведь что мы имеем сейчас: граждане России платят НДФЛ, налог на имущество, землю и транспорт. Акцизы, НДС и прочие сборы включаются в стоимость товаров и услуг, которые приобретаются населением, а страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и Фонд соцстрахования платит работодатель.

Актуально

«Исходя из принимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета, можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в следующем бюджетном цикле будет возрастать как за счет роста ставок отдельных налогов и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования», — утверждают эксперты Российского экономического университета имени Плеханова.

Что имеется в виду под квазифискальными платежами? Финансово-экономический блок правительства и экспертное сообщество до сих пор ведут дискуссию по этому поводу. Теоретически, к квазифискальной нагрузке можно отнести платежи за жилищно-коммунальные услуги, включая взносы за капремонт . Можно учитывать непрямые налоги. Так, например, акцизы на бензин включаются в конечную цену и переносятся на потребителя. Бремя уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), который с 2019 года повышается до 20%, тоже несет потребитель. Сам г-н Шмаков в качестве примера квазифискальной нагрузки привел исполнительский сбор 7% за взыскание штрафов за нарушение ПДД судебными приставами.

Формально, правительство ставки для населения не повышает. Оно действует тоньше. Например, с помощью перехода на кадастровую стоимость при исчислении налога на имущество. Это привело к резкому скачку фискальной нагрузки. По данным ФНС России, если в 2013 году граждане заплатили 22 млрд рублей налога на имущество, то в 2017-м почти в семь раз больше - 144,7 миллиарда.

Чуть менее агрессивно власти корректировали фискальную политику в области транспорта и земли. Но и тут нагрузка существенно возросла. С 2013 года в 1,6 раза выросли сборы транспортного налога с физических лиц (до 127,6 млрд рублей) и в 1,2 повысились поступления от земельного налога (до 186 млрд рублей).

Очень неплохо государство «заработало» на разгоне ставок акцизов. Они начисляются на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, пиво и другой алкоголь, табачную продукцию, нефтепродукты. Если в 2013 году консолидированный бюджет получил акцизов на 952,5 млрд рублей, то в 2017-м – доходы по этой статье подскочили в 1,6 раза и составили 1,521 трлн рублей.

Весь текущий год росли цены на бензин. По данным Росстата, к 6 ноября литр Аи-95 в среднем подорожал на 9,5%, а литер дизеля подскочил в цене на 11,5%. Правительство разработало на следующий год специальный компенсационный механизм для нефтяников, а крупнейшие игроки отрасли подписали специальное «бензиновое» соглашение. Но дать 100-процентную гарантию того, что это поможет остановить повышение цен,нельзя. Ранее Счетная палата РФ и Федеральная антимонопольная служба высказывали опасение, что очередное повышение акцизов с 1 января 2019 года не позволит остановить этот рост.

Что касается ставки НДФЛ (подоходного налога), то с начала нулевых годов нового века составляет 13%. Минфин России категорически против введения прогрессивной шкалы. Рост налоговых сборов здесь идет в основном благодаря увеличения зарплат (в частности, за первые девять месяцев этого года они выросли в номинальном выражении на 11,1%), а также действиям правительства и налоговиков по выводу доходов из тени в легальный сектор.

По итогам 2017 года ФНС России собрала 3,251 трлн рублей НДФЛ, что на 7,7% выше, чем в 2016-м. За январь-август этого года собрано 2,281 трлн рублей. Это 16,8% от общего объема налоговых поступлений. Больше дали только налог на добычу полезных ископаемых (27,7%) и налог на прибыль (20%).

НДС также не повышался. Но все изменится уже с 1 января 2019 года, когда ставка вырастет с 18% до 20%. Это приведет к скачку инфляции и негативно скажется на доходах населения, признавало ранее Минэкономразвитие. Зато бюджет дополнительно получит около 620 млрд рублей.

Из-за повышения НДС вырастут тарифы на жилищно-коммунальные услуги. С 1 января 2019 года они будут проиндексированы на 1,7%, а с 1 июля того же года – на 2,4%. «Самостоятельно» увеличится для граждан плата за мусор. Ряд регионов, где заработали проекты по новой системе обращения с твердо-бытовыми отходами, уже ощутили рост «мусорного тарифа».

Обратите внимание

«Повышение ставки НДС означает увеличение расходов каждого платежеспособного гражданина в среднем на 5183 рублей в год. Повышение НДС отберет больше половины роста реальных доходов у населения», - считает глава ФНПР Михаил Шмаков.

Например, Ивановская область уже перешла на новую систему. Если ранее стоимость услуги по вывозу коммунальных отходов составляла 2,5 рубля с квадратного метра, то теперь с человека берут в районе 86 рублей. По данным участников Комитета Госдумы по ЖКХ, плата за вывоз твердых бытовых отходов в коммунальном секторе повысилась на 12%.

Менее конкретен вице-премьер Виталий Мутко: «Рост конечно есть, и в некоторых регионах очень серьезный. Страшно сказать». Конечно страшно, потому что даже такой закаленный человек, как г-н Мутко не может не содрагаться от голодного воя не столько недокормленного, ненасытного бюджета.

Остается надеяться, что глава правительства изучит ситуацию досконально, переборет все свои страхи и доподлинно расскажет президенту, как оно там, не на бумажке, а в реальной жизни. А там поглядим. В конце концов, в любом абсурде есть своя система.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх