.

Штрафов для компаний и ИП стало больше

Все помнят, чем несколько лет назад обернулось реформирование (сокращение) чиновничьего аппарата. Правильно, его увеличением. Поэтому результаты реформы контрольно-надзорной деятельности, подразумевающие ослабление «проверочного давления» на бизнес, можно было предсказать заранее: число проверок сократилось, зато штрафовать предпринимателей стали чаще. 

Итоги реформы контрольно-надзорной деятельности подвели на всероссийском совещании уполномоченных по защите бизнеса. И если кто-то до сих пор верит в то, что проверка является превентивной мерой, предотвращающей правонарушения, то он наконец должен разувериться – это исключительно источник наполнения бюджета. «Палочная система», «вал по плану» - это не темное прошлое, а светлое настоящее

«С удвоением!»

Согласно официальной статистике, с 2010 года число плановых проверок бизнеса снизилось в четыре раза (с 1,35 млн до 302 000 в 2018 г.), внеплановых — в два раза (с 1,1 млн до 676 000). При этом за различные провинности в прошлом году оштрафовали 984 000 юридических лиц (каждое четвертое из числа действующих и каждое второе из числа отчитавшихся о ненулевом балансе) на 179 млрд руб. Это в два раза больше, чем в 2015 году, когда к ответственности было привлечено около 400 000 организаций.

Дороже всего обходятся предпринимателям штрафы за неоплату вреда в системе «Платон» (ст. 12.21.3 КоАПа) — наложено 997 492 штрафа на 7,8 млрд руб., за превышение массы или габаритов транспортного средства (ст. 12.21.1 КоАПа) — 73 280 штрафов на 4,0 млрд руб., нарушение требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАПа) — 45 739 штрафов на 1,37 млрд руб. и нарушение порядка и сроков представления сведений в Пенсионный фонд (ст. 15.33.2 КоАПа) — 364 657 штрафов на 147 млн руб.

Актуально

Также выяснилось, что риск-ориентированный подход в том виде, в котором он внедрялся, не привел к снижению числа плановых проверок. Оно достигнуто в основном за счет «надзорных каникул». Но стоило Роспотребнадзору внедрить риск-ориентированный подход, на который «надзорные каникулы» не распространяются, как он снова переключился со школ и детских садов на кафе и рестораны, а в каких-то регионах проверяющие уже пошли закрывать ларьки с шаурмой.

При этом большинство ведомств не раскрывают информацию о числе рейдов, административных расследований и других механизмов, позволяющих привлекать предпринимателей к ответственности без проведения проверок.

Но сравнение данных Минэкономразвития, судебной статистики и Росстата позволяет говорить о том, что в практике Роспотребнадзора до 25% административных производств возбуждались не по итогам проверок, у Росприроднадзора и Росалкогольрегулирования этот показатель — более 60%, у ФАС России - до 70%. Полностью искоренена такая практика только в МЧС.

Без предупреждений и согласований

Для снижения административного давления у контролеров в 2016 году появилась возможность выносить в качестве первого наказания по итогам проверки предупреждения вместо штрафа. Однако системно применяет такой механизм только МЧС. А вот у МВД, например, этот показатель составляет от 0 до 9%.

Как отмечают представители управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры, ведомство сейчас согласовывает лишь около 3% проверок, поскольку «каждая отрасль пытается выскочить из-под надзора». Например, сейчас с прокурором следует согласовывать не только проверки, но и плановые закупки. Но вот Роспотребнадзор утверждает, что должен не согласовывать, а лишь уведомлять. Невозможно оказалось добиться от контролеров и систематизации действующих требований в виде специального справочника: за эту работу отвечает Минэкономразвития, но там не справляются — приходится обращаться в правительство.

В аппарате омбудсмена рассчитали для регионов индекс административного давления на бизнес. Он основан на таких показателях, как доля предпринимателей, подвергнутых проверкам, доля предупреждений от общего количества проверок, доля штрафов, наложенных без проведения проверок, и размер среднего штрафа на одного предпринимателя. По результатам исследования выяснилось, что самое высокое административное давление на бизнес — в Саратовской, Курской и Белгородской областях, а самое низкое — в Удмуртии, республиках Марий Эл и Хакасия.

Компаниям пообещали комплексные проверки…

«Безумие какое-то, система штрафов не должна так работать! Это поборы, и проверяющие обязаны что-то найти! И после этого они хотят получить налоги? Бизнес закрыл! Не открою больше!» - основательно отредактированный и сокращенный (с изъятием ненормативной лексики) крик души самарского коммерсанта, одного из тысяч «несчастливцев».

Разумеется, так нельзя. Разумеется, надо что-то придумать, чтобы разорвать этот порочный круг. Да придумали уже, в общем-то…

Всюду идет укрупнение. Строятся комплексы зданий. В медклиниках нам обещают комплексные проверки организма. Все мы привыкли к комплексным обедам в столовых (ныне переименованы в бизнес-ланчи). А скоро предпринимателям, видимо, предстоит привыкать к комплексным проверкам – когда «ревизорить» их будет в одночасье не одно ведомство, а, скажем, сразу три. Или пять.

Речь идет о предложении из пакета инициатив, переданного Дмитрию Медведеву группой очень инициативных депутатов. Парламентарии предлагают внедрить единые требования к плановым проверкам бизнеса и предусмотреть совместные мероприятия надзорных ведомств.

Как отмечают авторы инициатив, сейчас проверки одного и того же предпринимателя по ряду вопросов могут проводить сразу несколько ведомств, при этом их требования могут противоречить друг другу. Кроме того, каждый надзорный орган имеет право прийти к предпринимателю один раз в год, но в результате получается, что ежегодно бизнес подвергается как минимум пяти проверкам разных ведомств в различное время. Поэтому надзорным ведомствам следует организовывать совместные проверки, перед проведением которых они будут договариваться между собой, обсуждать план контрольных мероприятий и возможные вопросы.

В докладе также говорится, что проверки должны проводиться на основе чек-листов с определенным количеством вопросов (не более 30 пунктов), касающихся только обязательных требований, нарушение которых связано с наибольшим риском. Депутаты рассчитывают, что такие предложения будут отражены в новом законопроекте о контрольно-надзорной деятельности.

…и страховку от непреодолимой силы

Не от нечистой, нет, и не от потусторонней – от непреодолимой всего лишь. С нечистой - сложнее. Для снижения дополнительных нагрузок на бизнес предложено разработать механизм страхования предпринимательских рисков и ответственности. Инициатива содержится в том же самом докладе по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, переданном депутатами премьер-министру.

Это позволит обеспечить своевременную компенсацию ущерба, причиненного пострадавшей стороне. Помимо этого, страхование привлечет большой объем «длинных» денег в экономику страны, отмечается в документе.

Речь идет о снижении категории риска для предприятий, застрахованных в трех формах: страхование ответственности работодателя перед работниками, страхование ответственности перед потребителями, страхование рисков от непредвиденного ущерба и вреда, наступившего вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Актуально

Слово «обязаны» напрямую в тексте документа вроде бы не фигурирует, но между срок намекается, что страховка будет «добровольно-принудительной». В духе «а кто не будет брать…» – ну, а дальше знают все. А как иначе в светлое будущее загонишь? Просто же, как все гениальное. И тогда вообще проверять никого не надо будет – нужно будет только просчитать, сколько примерно можно «слупить» с фирмы с таким-то оборотом и таким-то количеством сотрудников, и заложить эти суммы в плату за страховку.

Кроме того, предложено сократить само количество проверяющих, обеспечить их достойным уровнем заработной платы, пересмотреть функционал и обновить штат инспекторов. Деятельность контрольно-надзорных органов рекомендуют направить на профилактические мероприятия и помощь предпринимателям по организации безопасной работы.

P.S. Напомним, в январе 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев предложил запустить «регуляторную гильотину». Председатель правительства пообещал избавить бизнес от устаревших требований со стороны государства, количество которых необоснованно велико. В России контролем и надзором занимаются 44 органа власти, требования к бизнесу содержатся более чем в 9000 нормативных актах. Самые зарегулированные сферы – это транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санитарно-эпидемиологический надзор. Для проведения «регуляторной гильотины» в аппарате правительства создали специальный департамент. Что ж, дельно. Главное, чтобы гильотина «прокрустовым ложем» не оказалась, причем не для избыточных норм, а для бизнеса. А то…

P.P.S. …за последние 14 лет в РФ открылось компаний больше, чем закрылось, но начиная с 2016 года российские организации чаще сворачивают, чем начинают свою деятельность. Меньше всего «живут» частные компании в наиболее конкурентных отраслях - логистике (4,1 года), туризме (4,6 года), бытовых услугах (4,4 года), общепите (4,6 года) и IT (4,7 года). Несколько удачливее оптовые торговцы (6,1 года), поставщики услуг в среднем «живут» меньше на год (5,1 года).

По части территориальности дольше всего «живут» компании в ЦФО (5,9 года), меньше всего - в Северо-Кавказском ФО (4,3 года).

Что касается индивидуальных предпринимателей, то применительно к их деятельности слово «живут» приходится, увы, употреблять не в фигуральном, а в самом прямом смысле. Частая причина завершения работы ИП связана с физической смертью владельцев - с 2004 по 2018 год было зафиксировано 180,6 тысяч закрытий ИП по такой причине - в среднем по 35 в день.

Таковы повергающие в уныние данные исследования «СКБ Контур». По 35 в день, каково?


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх