.

«Трепетная тема»: власти проверят карманы россиян

Будут ли власти контролировать расходы граждан? Сначала заявили прямо и вполне недвусмысленнно – мол, а как же еще с нами быть-то? Потом – «сдали назад» и кокетливо шаркнули ножкой по паркету. Давайте попробуем разобраться, что стоит за громким (в смысле, наделавшим много шума) заявлением чиновницы из Минэкономразвития и его последующим «как бы опровержением».

Итак, заместитель директора департамента инвестиционной политики ведомства Бэлла Панина, например, заявила, что Минэкономразвития рассматривает идею системного контроля доходов и расходов физлиц для борьбы с теневой экономикой.

«Это трепетная тема, к которой нужно очень аккуратно подходить, не все ее поддерживают. Но первый шаг выявления теневого дохода — это контроль соотношения доходов и расходов», — заявила она на конференции «Налоги-2019».

Логика в этом такая: множество россиян прячутся в тени и, соответственно, не платят налоги. Государство средства недополучает и не может в полном объеме исполнять свои обязательства. А вклад граждан на потребности общества получается неравномерным и несправедливым - одни платят налоги, другие нет. А общественные блага они используют условно равномерно.

Тем более что, по оценке той же Бэллы Паниной, размеры неуплаченного просто потрясают: доля теневого сектора составляет 12-14% от всего экономического оборота в России, а по информации МВФ, 33,4% российской экономики «в тени». «Наш департамент макроэкономического развития условно посчитал неработающих 15-17 миллионов человек. За 2018 год бюджет потерял четыре миллиарда рублей на подоходном налоге и страховых взносах», — привела чиновница калькуляцию. Впечатление производит, хотя кажется, что размеры потерь бюджета как-то неправильно посчитаны, речь тут, скорее, идет о сотнях миллиардов: 17 миллионов человек при средней зарплате примерно в 30 тысяч рублей только подоходного налога должны были недоплатить больше чем на 50 миллиардов рублей.

Всего лишь дискуссия?

Минэкономиразвития предсказуемо от слов своей сотрудницы открестилось. «Минэкономразвития России не ведет разработку соответствующего законопроекта и не имеет планов по его разработке», — сообщили в министерстве. Представители пресс-службы уточнили, что «вопрос выявления крупных необоснованных расходов не выходит за рамки дискуссий на экспертных площадках». Логично - экспертное мнение, высказанное на узкопрофильной конференции, позицией ведомства, а тем более проектом закона, еще не является.

Но, как в известном анекдоте про якобы украденные ложки, осадок остался, и еще какой. Тем более что тема совсем недавно звучала на куда более статусном уровне - вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что расходы россиян на 13,3 триллиона рублей превысили официальные заработки в 2017 году (более свежих данных пока нет). И пояснила, что часть этой суммы — недоуплаченные налоги, а также выпавшие расходы внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного, Соцстраха и ОМС. По страховым взносам, добавила она, цифра оценивается в 2,3 триллиона рублей.

Обратите внимание

Кстати, банкирам эта тема не кажется такой уж сырой и трепетной – они такую практику уже осваивают потихоньку. Полномочий, как все мы давно поняли, у них достаточно. И в своем «хочувсезнании» банкиры в последнее время зашли так далеко, что начали блокировать счета и вклады клиентов, которые отказываются сообщать, на что тратят снятые деньги, а также не объясняют источник средств на открытие вклада. И скоро, возможно, зайдут еще дальше.

Сам собой возникает вопрос: а как посчитать и проконтролировать эти самые не уплачиваемые налоги, а потом и взыскать их? Предложение проконтролировать расходы (а не только официальные доходы) просто просится на язык. Тем более что опыт — к слову, крайне несовершенный и плохо работающий— уже имеется. У нас бюрократы начиная с определенной ступени в чиновной иерархии уже несколько лет отчитываются и о расходах. Это, впрочем, не отменяет того факта, что ушлые расследователи регулярно находят у них собственность, «несовместимую с доходами» — какую-нибудь недвижимость ценою в десяток-другой годовых заработков, записанную на маму, ветерана всех войн, начиная с взятия Измаила. Видимых последствий такие расследования и шум в прессе пока практически не имели.

Цена вопроса

Но вернемся к нашим нечиновным неплательщикам. Несправедливо, когда меньшинство добросовестных налогоплательщиков платят вообще за всех? За дороги, больницы, армию и госаппарат? На первый взгляд, крайне несправедливо. Тем более, что в этом обширном теневом секторе и коррупция, и криминал, и всякие неформальные бизнесы типа саун и стриптиз-клубов, они же современные дома терпимости.

Но вот ведь в чем штука: администрирование, даже самое совершенное, доходов и расходов граждан выявит отнюдь не криминальные схемы и не тот сектор теневой экономики, в котором у полковника МВД могут случайно найтись 150 миллионов долларов в квартире наличными. Это как раз в поле зрения контролирующих органов необязательно попадется. В поле зрения фискальных служб и силовых органов попадутся рядовые неплательщики из «серого» и в меньшей степени «черного» сектора экономики. Например те, кому часть зарплаты работодатель платит в конверте. Вот у них легко проверить — потратил с банковской карты 50 тысяч, а зарплата – 13 тысяч. Откуда деньги взял? Надо бы уплатить налоги и, как говорилось в стародавней рекламе, спать спокойно.

И вот тут возникает неприятный момент: это не фискальная политика, это экономическая правительственная политика, ведущая точно не в том направлении, куда бы всем хотелось. Деньги ведь планируется отобрать у тех, кто работает и зарабатывает, чтобы кормить своих детей. И зарабатывает не то чтобы много — в среднем, чтобы сводить концы с концами, что в случае уплаты налогов будет затруднительно.

Зачем это власти — понятно. Правительству требуются средства на сведение всевозможных бюджетов — в том числе бюджетов на реализацию последнего майского указа от 2018 года, превращенного в новые национальный проекты. Где взять средства? Можно, например, перезапустить экономический рост (тут разнообразные экономисты от Алексея Кудрина до Бориса Титова свои программы уже не раз рекламировали). А можно изъять деньги у населения, у которого, по версии бюрократов, они есть в наличии и даже в некотором избытке. Повысить НДС, предложить налог на тунеядство, обложить налогом «излишние расходы», ввести налог на депозиты, в очередной раз продлить бессрочную уже заморозку инвестиционной части пенсий — это далеко не все рассматриваемые или уже внедренные инновации в области вытряхивания излишков из карманов граждан.

Забрать и поделить

Что в итоге получается? Очевидно — государство потихоньку «доедает» и «доест» в итоге средний класс и то, что у нас принято считать за таковой. То есть добьется того, чего хотели революционеры в известном анекдоте — чтобы не было богатых. Вернее — не по-настоящему богатых (их-то мера вряд ли коснется, ведь наличные миллионы долларов так просто не поймаешь, а покупки в Лондоне и Майями — не оценишь на глазок), а тех, у кого еще что-то осталось.

Дальше мы получим уход в нал всех, кому новое администрирование не понравится, сокращение потребления у остальных и стагнацию экономики в перспективе. Точнее — продолжение текущей стагнации, от которой не спасут ни поддержка многодетных малоимущих, ни другие меры. Хотя бы потому не спасет, что изымут больше, чем отдадут — государство ведь расходует деньги явно не так эффективно, как конкретное домохозяйство, не говоря о том, что по дороге к потребителю из бюджетного кармана кое-что осядет в новой квартире условного полковника.

Кстати, политика правительства такой была далеко не всегда — это новация последних нескольких лет. Раньше то же Минэкономразвития пыталось мотивировать граждан инвестировать собственные средства. Разным образом и через разные инструменты — от рекламы депозитов и курсов финансовой грамотности до экзотических в наших широтах «народных IPO», выпуска «народных» облигаций и индивидуальных инвестиционных счетов (есть такой не облагаемый налогами формат инвестирования на фондовом рынке). Граждане не очень инвестировали — вероятно, полагая это все обманкой — предпочитая остальным историям покупки практического характера. Вроде бытовой техники, автомобиля или, кто богаче, недвижимости. Что в принципе всех устраивало - потребление разгонялось, росли ипотечные кредиты, жилые метры множились в невиданном даже для хрущевских времен масштабах.

На заметку

Законопроект № 582426-7 (принят Госдумой в первом чтении) подразумевает расширение перечня операций, подпадающих под действие «антиотмывочного» закона. Теперь почтовые переводы будут подвергаться обязательному контролю, если сумма превысит 100 000 рублей. Это же касается передачи клиенту денежных средств на сумму свыше 600 000 рублей, когда деньги переводятся в счет исполнения обязательств третьего лица. Операторы связи будут обязаны следить за транзакциями абонентов на сумму от 50 000 рублей, кроме случаев непосредственной оплаты услуг (например, операций по переводу средств со счета абонента третьим лицам).

И экономика худо-бедно росла, пока не начался очередной кризис и не решили, что убеждать россиян инвестировать — глупо. Проще мудрому государству забрать у наивных граждан то, что они не хотят разумно вкладывать, и самому все распределить. На мосты, дороги, красивые школьные корпуса (в которых, правда, не факт, что будет кому работать) и пособия на детей из нищих семей аж в десять тысяч рублей. Последнее, возможно, и гуманно, но представляется, что это из серии историй про рыбу и удочку для бедных. Нищие завтра так и останутся нищими (за счет тех же регулярно повышаемых косвенных сборов).

Александр Глинский, экономист


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх