Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ на 6 месяцев
32 200 ₽ 16 800 ₽
Зарегистрируйтесь на сайте и читайте дальше
Вы бесплатно получите доступ на 3 дня ко всем разделам и возможностям бератора.
Если вы являетесь платным клиентом бератора, просто войдите в свой аккаунт.
«Трудовые» проверки – по новым правилам
С 16.07.2017 приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.05.2017 №412н регламент по проведению Рострудом проверок соблюдения трудового законодательства, утвержденный приказом этого же ведомства от 30.10.2012 № 354н (далее – Административный регламент) дополнен новыми правилами и требованиями.
Новшества для проверяющих
При проведении проверки уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов теперь обязаны знакомить проверяемых организацию или предпринимателя с документами и сведениями, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия (п. 7 Административного регламента).
При этом проверяющим запрещено требовать от организации или предпринимателя представления сведений и документов:
-
не относящихся к предмету документарной проверки;
-
которые могут быть получены территориальным органом Роструда в рамках межведомственного взаимодействия,
а также запрещено запрашивать сведения и документы до начала проверки.
Полный перечень сведений и документов, которые проверяющие при проведении документарных проверок должны получать в рамках межведомственного информационного взаимодействия, приведен в новом пункте 51(1) Административного регламента.
Новшества для организаций и предпринимателей
Проверяемые организация или предприниматель теперь вправе (п. 8 Административного регламента):
-
знакомиться с документами и сведениями, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
-
представлять документы и сведения, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, по собственной инициативе;
-
привлекать к участию в проверке уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.
Более того, проверяемое лицо больше не должно вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141. Проверяющие смогут сделать в журнале запись о проведенной проверке только при его наличии у организации или предпринимателя.
Однако теперь информация о проводимых проверках в обязательном порядке будет поступать в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" (п. 25 Административного регламента). Для этой цели прописана отдельная административная процедура – в новом подразделе к разделу III Административного регламента.
А лица, подавшие жалобу на действия (бездействие) и решения, принятые (осуществленные) в ходе проверки, смогут принимать участие в опросах, анкетировании по вопросам:
-
полноты и качества проверок;
-
соблюдения требований Административного регламента.
Новые сроки проверок и ожидания
Время ожидания в очереди при визите в территориальное отделение Роструда для подачи заявления и получения документов сокращено с 30 до 15 минут (п. 16 Административного регламента).
Максимально возможный срок продления плановой выездной проверки увеличен для малых предприятий - с 15 до 50 часов (п. 24 Административного регламента).
Уточнены основания для внесения изменений в утвержденный ежегодный план проверок, указанные в пункте 41 Административного регламента. Подробнее об этом читайте в таблице.
Таблица. Изменение утвержденного ежегодного плана проверок
Суть изменений |
Стало |
Было |
Уточнены основания изменения утвержденного ежегодного плана проверок |
Внесение изменений в утвержденный ежегодный план проверок допускается в следующих случаях: а) исключение проверки из ежегодного плана в связи с: - невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; - принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в связи с мораторием на проведение проверок малых предприятий, действующим с 01.01.2016 по 31.12.2018; - наступлением обстоятельств непреодолимой силы; б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в связи с: - изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя; - реорганизацией юридического лица; - изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя |
Внесение изменений в утвержденный ежегодный план проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки в связи с: - ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке; - наступлением обстоятельств непреодолимой силы |
Установлен срок для размещения сведений об изменении ежегодного плана проверок на сайте Роструда |
Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях … размещаются на официальном сайте Роструда … в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений |
- |
Причина для внеплановой проверки
С 01.12.2016 постановлением Правительства РФ от 18.11.2016 № 1213 был дополнен перечень оснований для проведения внеплановой проверки, содержащийся в части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ и в пункте 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.
С декабря прошлого года основанием для проведения внеплановой проверки стало поступление в Роструд обращений, заявлений, информации о фактах нарушений, приведших к:
-
невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы;
-
невыплате или неполной выплате других сумм, причитающихся работникам;
-
установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
В связи с этим комментируемым приказом пункт 69 Административного регламента приведен в соответствие с текстом части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ.
Анастасия .Дегтяренко, эксперт