.

Удар по «серым схемам»: как ФНС собирается закрыть налоговые лазейки

ФНС подготовила план по внедрению новых систем и платформ, которые позволят по-новому собирать налоги с граждан и бизнеса. На этот год запланировано несколько основных изменений, призванных разгрузить некоторые налоговые процессы и повысить эффективность сбора и использования данных. Эксперты предупреждают, что в перспективе все реформы могут привести к увеличению налоговой нагрузки.

В 2021 году ФНС России намерена провести внедрение ряда нововведений, меняющих сбор налогов с россиян и российского бизнеса.

Ведомственный План деятельности на 2021 год содержит комплекс мероприятий по достижению целей и задач, поставленных в программных документах правительства, госпрограммах и других документах стратегического характера.

План деятельности ФНС России на 2021 год включает следующие задачи:

- реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров;

- создание нового единого сводного реестра задолженности по платежам в бюджет;

- создание единого государственного реестра арбитражных управляющих «ЕГРАУ»;

- создание проактивного сервиса упрощенного получения налоговых вычетов (имущественных и инвестиционных) налогоплательщиками – физическими лицами за счет расширения возможностей информационного взаимодействия между ФНС России и кредитными организациями;

- утверждение формата электронной доверенности с возможностью ее направления в электронной форме с подписью доверителя;

- создание цифровой платформы для обмена сведениями о налогоплательщике при оказании финансовых и иных услуг;

- разработка и утверждение порядка рассмотрения жалоб с помощью видео-конференц-связи.

Кроме того, план содержит мероприятия по разработке «Аналитического портала ФНС России» для отражения индикаторов эффективности работы Службы и налоговых индикаторов развития экономики.

Обратите внимание

Основных нововведений на текущий год запланировано четыре: это внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-4» для выявления махинаций с НДС, платформы для взаимодействия ФНС с другими госорганами, блокчейн-системы по оценке налогоплательщиков и сервиса по корректировке поддержки бизнеса.

АИС «Налог-4»

Работающая в настоящее время АИС «Налог-3» является единой информационной системой ФНС России, которая обеспечивает автоматизацию деятельности налоговых органов по всем выполняемым функциям.

АИС «Налог-3» обеспечивает в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС и предоставления информации внешним потребителям.

Согласно планам ФНС, в 2021 году ведомством будет подготовлена концепция АИС «Налог-4» – автоматизированной информационной системы четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения.

Одновременно ФНС продолжит в 2021 году совершенствовать АИС «Налог-3». В частности, ведомством запланировано внедрение в промышленную эксплуатацию подсистемы «Налоговые расходы», программного обеспечения в части реализации дашборда по управленческой отчетности, а также подсистемы «Экспедитор данных».

Система «Налог-4» призвана стать отправной точкой по борьбе с незаконным возвратом НДС. Около 70% операций, связанных с возвратом НДС, являются фиктивными. Данные нововведения снизят этот показатель как минимум в два раза, потому что такие операции будут слишком рискованными для исполнителей, которые, собственно, в системе ФНС и работают. Впрочем, как часть сценария по увеличению налоговых поступлений в бюджет и сокращению нелегальных операций в системе налогообложения это нововведение сыграет только на руку государственной казне, считают эксперты.

Обратите внимание

В то же время существуют и некоторые риски. К примеру, под прицел налоговиков могут попасть и благонадежные компании с развитой цепочкой контрагентов, которые не обрадуются новым проверкам.

Платформа по взаимодействию

С «Налогом-4» будет тесно сопряжена платформа для передачи административных данных другим государственным органам. Данные из ФНС могут понадобиться Пенсионному фонду для выделения льгот нуждающимся, ФССП для оценки доходов подсудимого, в том числе в вопросах, касающихся алиментов, и другим госструктурам для выделения субсидий населению. С этой цифровой платформой тоже не все гладко.

Обратите внимание

Миграция данных из одного департамента в другой и между банками, увеличивает риск утечек — блокчейн блокчейном, но человеческий фактор (который служит причиной утечки в девяти случаях из десяти) никто не отменял, подчеркивают эксперты. Они также выражают свои опасения насчет того, что функционирование такой масштабной базы данных будет стоить немалых средств, а издержки в той или иной форме переложат на налогоплательщиков.

Ставки по налогам поднимать не будут, но вот штрафные санкции за несоблюдение закона могут подорожать.

Прощание с банковской тайной?

Третья система, которая будет отвечать за оценку налогоплательщиков, будет работать на основании данных, которые собираются при оказании им услуг, в частности, банковских. Предполагается, что она сократит время предоставления кредитных продуктов и удешевит процесс.

ФНС России намерена «довести до ума» цифровую платформу для обмена сведениями о налогоплательщике с банками и иными организациями, оказывающими финансовые и иные услуги. Об этом также сообщается в опубликованном Плане деятельности ФНС России на 2021 год.

Как отмечается в документе, цифровая платформа обеспечит заинтересованным лицам, в том числе банкам, проведение финансовой оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России.

Как пояснили в пресс-службе ФНС, цифровая платформа для взаимодействия налоговых органов с банками уже функционирует. Эта платформа, построенная на технологии распределенного реестра (блокчейн), в 2020 году использовалась для поддержки бизнеса в условиях пандемии и позволяла ускорить выдачу льготных кредитов предпринимателям. Теперь ведущие банки предложили ФНС далее развивать эту платформу.

Кроме того, ФНС планирует создать сервис по приему от банков сведений о полученном процентном доходе физического лица и расчету НДФЛ с процентов по вкладам.

В принципе, действительно, цифровая система оценки налогоплательщиков поможет ускорить процесс одобрения кредитных заявок: больше данных у банкиров – легче принимать быстрые решения, все на одном экране – меньше бюрократии и операционных издержек.

При этом минусы видятся экспертам и в этой инициативе: компаниям придется столкнуться с возросшим количеством проверок со стороны не только налоговиков, но и банкиров, так как ответственность за контроль движения денежных средств, скорее всего, перейдет к ним. Это со своей стороны сулит дополнительную нагрузку на службы безопасности и финмониторинг и может привести к дополнительным расходам, оплачивать которые будут пользователи и бизнес. От этого, вероятно, вырастет и число блокировок счетов банками, «морозить» подозрительные транзакции станут чаще, чтобы не нарваться на штрафы регулятора, прогнозируют юристы.

Обратите внимание

Эта идея – прямой сигнал о том, что понятие банковской тайны постепенно будет уходить в прошлое. На основе анализа данных будут вычисляться налогоплательщики с «серыми» зарплатами исходя из регулярности пополнения счета и сумм этих пополнений. Об этом же говорит и заверение ФНС, что упростится и ускорится процесс получения кредитов. А через лиц, получающих «серые» зарплаты, будут вычисляться и компании, пользующиеся такими методами оплаты труда работников. Поэтому обеим сторонам придется искать компромисс – перевод на самозанятость, повышение «белого» оклада, договоры подряда, но прежним сценарием со временем станет невозможно пользоваться.

Конец «поля чудес»

Сервис по корректировке мер поддержки бизнеса, призванный выявлять необходимость в этой поддержке и ее актуальность, эксперты считают самым удачным из предстоящих изменений. Новый аналитический сервис должен помогать регулярно корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности

Учитывая, что все нововведения будут интегрированы друг в друга, ФНС не составит труда выяснить, на что тратятся государственные денежные средства и льготные кредиты по госпрограмме поддержки бизнеса и стоит ли продлевать льготное налогообложение для той или иной компании. В части пресечения нецелевого использования выделяемых государством средств на поддержку МСП этот кейс – однозначный плюс.

Вместо послесловия

По разным данным, ежегодно бюджет недополучает около трех триллионов рублей из-за того, что бизнес и граждане успешно уклоняются от уплаты налогов. Если в предыдущие годы на многие нарушения госорганы смотрели сквозь пальцы, то сейчас ситуация иная.

Из-за коронакризиса российский бюджет достаточно сильно пострадал, и эти потери надо как-то восполнять. Один из самых доступных способов – увеличение собираемости налогов. Все новшества, которые появились в прошлом году, начнут работать в 2021 году и будут внедрены в следующие годы, направлены именно на это.

В ближайшие годы не стоит ждать налоговых послаблений и смягчения законодательства, налоговая нагрузка будет только расти (сейчас налоговая нагрузка для бизнеса не увеличивается, поскольку он еще не встал на ноги).

Это приведет к очевидным вещам – доля малого бизнеса в России станет еще меньше. Если раньше она не дотягивала до 20%, то в период пандемии количество ИП и прочих малых предпринимателей сократилось чуть ли не вдвое.


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх