.

Упрощенный бухучет и утрата «первички»

В работе бухгалтеров, особенно тех, кто, в дополнение к основным обязанностям вынужден еще вести и кадровое делопроизводство, нередко возникают нестандартные ситуации, на которые проблематично найти готовые ответы. Или их, готовых, не существует вообще. В этом случае правильное решение можно найти, лишь «смоделировав» ситуацию, сопоставив различные, подчас трудно сопоставимые, нормы законодательства. Этим и занимается наш эксперт Елена Диркова.

Своевременная регистрация фактов

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (ч. 1 ст. 10) гласит: данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Но что понимать под своевременностью?

Марина Костюкевич, г. Томск

В Концептуальных основах финансовой отчетности (п. QC29), то есть применительно к МСФО, своевременность означает наличие доступной информации у лиц, принимающих решения, в то время, когда она может повлиять на принимаемые ими решения. Из этой формулировки следует, что своевременность регистрации данных в регистрах подразумевает незамедлительность такой регистрации – с тем, чтобы сразу же сделать информацию доступной для пользователей. Кроме того, хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности (п. 20 ПВБУ).

Вообще говоря, своевременность подлежит раскрытию в графике документооборота компании, который является частью ее учетной политики (абз.7 п. 4 ПБУ 1/2008; п. 5.4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105).

Для банков принцип своевременности отражения операций установлен пунктом 1.12.5 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (утв. Банком России 16.07.2012 № 385-П).  В соответствии с ним «операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России». Рекомендуем закрепить аналогичную формулировку в стандарте экономического субъекта (ч. 11 ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете»), но с уточненной оговоркой - соответствующей условиям применения ПБУ (ФСБУ): «если иное не предусмотрено нормативными актами по бухгалтерскому учету».

Бухучет у ИП

Как правильно вести бухгалтерский  учет у индивидуальному предпринимателю?

Елена Руцкая, г. Чехов

Разъяснения Минфина России по этому вопросу опубликованы на официальном сайте министерства. Позиция регулятора состоит в следующем.

Индивидуальный предприниматель самостоятельно принимает решение о порядке ведения учета своей деятельности. Исходя из Федерального закона «О бухгалтерском учете» (ч .2 ст. 6) он может:

1) не вести бухгалтерский учет в порядке, установленном этим Федеральным законом в случае, если в соответствии с налоговым законодательством индивидуальный предприниматель ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

2) вести бухгалтерский учет с использованием упрощенных способов, установленных для субъектов малого предпринимательства;

3) вести бухгалтерский учет в полном объеме, предусмотренном названным Федеральным законом.

Отметим: обязанность ведения бухгалтерского учета у ИП не возникает даже в том случае, если он фактически не ведет учет в соответствии с требованиями Налогового кодекса. К такому ИП будут применены налоговые санкции.

Более того, ФСБУ и другие нормативные документы Минфина России не устанавливают правил ведения учета индивидуальными предпринимателями.

Между тем предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Тем самым законодатель распространил понятие прибыли на индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 23 ГК РФ). При этом прибыль – бухгалтерский показатель, исчисляемый за период времени (п. 79 ПВБУ). Соответственно на начало периода ИП придется обособить имущество, предназначенное для использования в предпринимательской деятельности (включая объекты основных средств), и его самостоятельно оценить. Совокупная стоимость такого имущества образует показатель, аналогичный уставному капиталу ООО. Например, его можно именовать «стартовым капиталом». Однако по своим обязательствам ИП будет отвечать перед кредиторами не только таким, но и всем иным принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК РФ).  В этом состоит принципиальное отличие предпринимательской деятельности гражданина от деятельности общества с ограниченной ответственностью, в котором единственный участник не несет ответственности по долгам общества (п. 1 ст. 87, ч. 2 ст. 88 ГК РФ).

В целом же бухгалтерский учет ИП имеет управленческое значение. Даже если ИП его ведет, предъявлять кому бы то ни было регистры бухгалтерского учета он не обязан. А вот МСФО, вообще говоря, распространяется на предпринимательскую деятельность в любых организационно-правовых формах, в том числе на бизнес ИП (например, см. п. 14 IAS 32). Установление для ИП «неограниченной» ответственности перед кредиторами относится к компетенции национального законодателя.

Отраслевые стандарты разрабатывает только Центральный банк

Что считать отраслевыми стандартами бухгалтерского учета? Относятся ли к ним методические рекомендации Минсельхоза России?

Михаил Сорокин, Краснодарский край

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», далее - Закон). При этом отраслевые стандарты утверждаются нормативными правовыми актами с учетом положений Закона. В настоящее время полномочиями по утверждению отраслевых стандартов наделен только Банк России (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона), притом исключительно в сфере деятельности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (п. 14 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Таким образом, приказы Минсельхоза России не могут порождать отраслевых стандартов.

Разъяснения Минсельхоза (например, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и исчислению себестоимости продукции овцеводства, утв. Минсельхозом России 22.10.2008) не содержат и правил бухгалтерского учета. Ведь данный федеральный орган исполнительной власти не имел полномочий по регулированию бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 30 Закона). Соответственно приказы этого министерства в области бухучета статуса нормативных правовых актов не имеют (в Минюсте России они не регистрировались).

Утрата первичных документов

Бухгалтерская документация утрачена в связи с пожаром. Нужно ли сообщать об этом в налоговую инспекцию?

Дмитрий Воронин, г. Тула

Такой обязанности Налоговый кодекс РФ не устанавливает.

В случае пропажи или гибели первичных документов следует руководствоваться пунктом 6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105). А именно, руководитель компании назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем компании. Копия акта направляется вышестоящей организации. Однако налоговая инспекция таковой организацией не является.

Полагаем, в таком акте должно быть охарактеризованы сгоревшие документы. По возможности составьте их реестр.

Но чтобы причина отсутствия документации была сочтена уважительной, вам понадобятся (письмо УФНС РФ по г. Москве от 23.10.2006 № 20-12/92773):

  • справка Управления Государственной противопожарной службы;

  • протокол осмотра места происшествия;

  • акт о пожаре, которыми устанавливается причина возгорания.  

Между тем налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Причем экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). На этом основании контролирующие органы считают, что утраченные документы подлежат восстановлению (письма ФНС России от 14.08.2013 № АС-4-3/14759@, Минфина России от 11.08.2011 № 03-02-07/1-288). Например, копии выписок о движении денежных средств по счетам в банках можно запросить у банков, в которых открыты счета организации; договоры, акты, накладные можно запросить у контрагентов (письмо УМНС РФ по г. Москве от 13.09.2002 № 26-12/43411)

Госрегистрация аренды земельного участка

Нужно ли регистрировать договор аренды земельного участка?

Анна Тищенко, г. Одинцово

Земельные участки предоставляются в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом (п. 2 ст. 22 ЗК РФ).

На основании пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса РФ договоры аренды (субаренды) земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, государственной регистрации не подлежат.

Между тем гражданское законодательство допускает заключение договора аренды без указания его срока. В этом случае договор считается заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 610 ГК РФ). На основании пункта 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02. 2001 № 59 такие договоры в государственной регистрации не нуждаются. Хотя данное разъяснение относится к зданию, полагаем, оно применимо к любым объектам недвижимости - исходя из аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).

Вверх