.

Восстановление автомобиля после аварии

Автомобиль сильно пострадал в ДТП. С точки зрения здравого смысла предстоит не капитальный ремонт, а частичная ликвидация основного средства с последующей его реконструкцией.

Рассмотрим ситуацию, когда на поврежденном автомобиле предстоит замена некоторых номерных агрегатов – кузова, двигателя или шасси. Проблема в том, что подобные замены влекут необходимость изменения регистрационных данных транспортного средства (п. 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001). А в перерегистрации владельцу автомобиля могут и отказать. Тогда регистрационный спор приходится решать в суде. Примером положительного исхода такого спора является определение Верховного Суда РФ от 16.08. 2015 № 309-КГ15-9899 по делу № А47-7879/2014. Возьмем этот случай за основу нашего условного примера.

Отметим: особенности продажи номерных агрегатов, включая требования к документам, выдаваемым покупателям, установлены пунктами 57 - 60 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. А вот как вести бухгалтерский учет восстановительных работ?

Описание хозяйственной ситуации

Итак, автомобиль сильно пострадал в аварии и в результате предстоит замена кузова, который является номерным агрегатом. Шасси можно сохранить. Однако требуют замены и многочисленные детали. Например, стекла, зеркала, кондиционер. Объем работ таков, что «язык не поворачивается» именовать их ремонтом, пусть даже капитальным. И тогда «на ум» приходит термин «реконструкция» в значении «восстановление по остаткам». Для транспортных средств понятие реконструкции на нормативном уровне не определено, а значит, принятое нами толкование можно утвердить в учетной политике.

Пострадавшие части автомобиля предстоит удалить и в этой связи уместно говорить о частичной ликвидации автомобиля, тем более что предстоит демонтировать номерной агрегат. Опять же – нигде не определено, что понимать под частичной ликвидацией. Не запрещено считать, что такая процедура подразумевает прекращение функционала объекта. Примечательно, что формулировка «частичная ликвидации при выполнении работ по реконструкции» представлена в пункте 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). И оформляется такая операция через выбытие основного средства.

Пункт 10 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) предлагает более «лояльный» термин - «частичное замещение». Пожалуй, целесообразно придерживаться именно его, чтобы не входить в противоречие с термином «реконструкция» налогового законодательства.

Калькуляция

Методика уменьшения балансовой стоимости объекта при его частичной ликвидации нормативными документами не установлена. Остается рассуждать, опираясь на экономическое мышление.  Это официальный термин общеобразовательного курса «Экономика», подразумевающий умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия. Пожалуй, до статуса профессионального суждения бухгалтера нижеприведенные рассуждения «не дотягивают».

Итак, в качестве исходных данных принимаем следующее: первоначальная стоимость автомобиля – 1 000 000 рублей, срок полезного использования – 10 лет, накопленная амортизация на момент аварии – 200 000 рублей. Восстановительные работы обойдутся в 450 000 рублей. Стоимость нового автомобиля – 1 500 000 рублей. Оснований для пересмотра срока полезного использования автомобиля не имеется (продолжительностью ремонтных работ пренебрегаем).

Актуально

Одно из значений слова «реконструкция» (от лат. «re» - приставка, означающая повторение, возобновление, и «constructio» - построение) - восстановление первоначального вида, облика чего-либо.

Удельный вес предстоящих затрат в стоимости нового автомобиля – 30 % (450 000 руб. : 1 500 000 руб. х 100 %). Применим это процентное соотношение к оценке частичного замещения: подлежащая списанию часть первоначальной стоимости автомобиля – 300 000 рублей (1 000 000 руб. х 30 %), соответствующая этому выбытию накопленная амортизация - 60 000 рублей (200 000 руб. х 30 %).

В итоге первоначальную стоимость восстановленного автомобиля оценим в сумму 1 010 000 (1 000 000 – 300 000 + 450 000 - (200 000 – 60 000)). Продолжительность амортизации до аварии – 2 года (200 000 руб. : (1 000 000 руб. : 10 лет)), поэтому оставшийся срок амортизации – 8 лет (10 – 2). Соответствующая ему норма амортизации – 12,5 %/год (100 % : 8 лет). Ежемесячная сумма амортизационных отчислений – 10 521 рубль (1 010 000 руб. х 12,5 % : 12 мес.).

Поясним: в связи с частичной ликвидацией автомобиль выбыл из состава основных средств, а затем вновь включен в него по новой первоначальной стоимости.

Учетные записи

В описанной ситуации бухгалтер произведет следующие записи:

ДЕБЕТ 91-2    КРЕДИТ 01

- 300 000 руб. – списана стоимость демонтированных частей автомобиля;

ДЕБЕТ 02    КРЕДИТ 91-1

- 60 000 руб. – списана амортизация, приходящаяся на демонтированные части;

ДЕБЕТ 02    КРЕДИТ 01

- 140 000 руб. (200 000 – 60 000) – списана оставшаяся амортизация в погашение первоначальной стоимости автомобиля;

ДЕБЕТ 08    КРЕДИТ 01

- 560 000 руб. (1 000 000 – 300 000 – 140 000) – отражено выбытие автомобиля из состава основных средств (принят к учету объект предстоящих капвложений);

ДЕБЕТ 08    КРЕДИТ 76

- 450 000 руб. – отражены капитальные вложения по замещению демонтированных частей (работы, выполненные силами автосервиса);

ДЕБЕТ 01    КРЕДИТ 08

- 1 010 руб. (560 000 + 450 000) - принят в состав основных средств восстановленный автомобиль;

ДЕБЕТ 20 (26, 44)    КРЕДИТ 02

- 10 520 руб. – отражено начисление ежемесячной амортизации.

Подведем итоги. В нашей ситуации капитальный ремонт как таковой не производился, поскольку объект ввиду частичной ликвидации выбывал из состава основных средств. В свою очередь частичная ликвидация оправдана масштабным демонтажем автомобиля, включающим снятие номерного агрегата, не подлежащего восстановлению.

P.S. Не забудьте обдумать, восстанавливать ли НДС по ликвидированной части автомобиля. По мнению Минфина России (например, письмо 17.02.2016 № 03-07-11/8736), это сделать необходимо. Однако суды по большей части придерживаются противоположной точки зрения…

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх