.

Агентские услуги российской фирмы за рубежом облагаются НДС

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-08/34098 от 13.05.2019

Российская организация-агент от своего имени и за счет иностранного принципала реализует товары на территории иностранного государства. Со своего агентского вознаграждения она должна платить НДС в России.

Определение места реализации товаров (работ, услуг) является одним из условий для налогообложения НДС. Если этим местом является Россия, то реализация облагается НДС. Если это не Россия, то НДС нет. По нормам НК РФ получается, что местом реализации агентских услуг, которые оказывает российская фирма в иностранном государстве, признается территория РФ. Значит, они облагаются НДС.

Реализация товаров (работ, услуг)

На территории России реализация облагается НДС.

Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них перешло от одного лица другому на возмездной основе, например, от продавца покупателю или от исполнителя заказчику.

Чтобы правильно рассчитать НДС по реализованным товарам (работам, услугам), нужно определить:

1) место, где эти товары (работы, услуги) были реализованы. Если это Россия, то реализация облагается НДС, иначе – нет;

2) сумму выручки от реализации;

3) ставку налога, по которой облагаются реализованные товары (работы, услуги);

4) дату, когда налог должен быть начислен к уплате в бюджет.

Что является местом реализации товаров (работ, услуг)

НДС облагается реализация товаров, работ, услуг (в том числе безвозмездная передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, безвозмездное оказание услуг), которая совершается на территории РФ.

У товаров определить место реализации просто. Если местом реализации товаров (работ, услуг) является территория иностранного государства, то такие операции на территории России не облагаются

НДС (ст. 147 НК РФ).

Место реализации услуг определяется в зависимости от вида услуги. Местом реализации услуг, в том числе агентских, может признаваться либо страна по месту нахождения покупателя, либо по месту нахождения исполнителя. Поэтому, чтобы узнать, облагается ли услуга НДС, нужно правильно определить место ее реализации. Для этого обращаются к статье 148 НК РФ.

Место реализации – РФ

В рассматриваемом случае российская организация является агентом. Поэтому актуален вопрос: должна дли она платить НДС с сумм своего вознаграждения.

Местом реализации всегда будет признаваться территория РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1 – 4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

Перечислим эти услуги.

1. Работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ.

Это строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде и др.

2. Работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ.

Это работы, связанные с монтажом, сборкой, переработкой, обработкой, ремонтом и техническим обслуживанием.

3. Услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.

4. Покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории России по направлениям:

  • передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и т п.;
  • разработка ПО;
  • консультационные, юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги;
  • инжиниринговые услуги;
  • реклама и маркетинг;
  • услуги по обработке информации;
  • предоставление персонала;
  • аренда имущества, кроме недвижимости и авто.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория России, если он зарегистрирован здесь в качестве организации или индивидуального предпринимателя. Если указанные работы (услуги) приобретены филиалом или представительством российской организации и их местонахождение определено учредительными документами как территория иностранного государства, то местом реализации этих услуг Россия не является и объекта обложения НДС не возникает. Причем даже если головное подразделение компании зарегистрировано в РФ.

4.1 Услуги российской фирме по перевозке и транспортировке грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции. Пункты отправления и назначения находятся на территории России.

Транспорт, который принадлежит российской фирме (предпринимателю), может быть передан иностранной компании по договору фрахтования. Если при перевозках с использованием этого транспорта пункт отправления (назначения) находится на территории России, то местом реализации данных услуг также признается Россия.

4.2 Услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, если местом осуществления деятельности заказчика признается территория РФ.

4.3 Услуги российских компаний по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ.

4.4 Услуги российских авиаперевозчиков по перевозке товаров воздушными судами от пункта отправления до пункта назначения, находящихся за пределами территории РФ, если при перевозке на территории РФ совершается посадка воздушного судна и место прибытия товаров на территорию РФ совпадает с местом убытия товаров с территории РФ.

Как видите, услуги агента в подпунктах 1 – 4.1, 4.4 статьи 148 НК РФ не поименованы. Но на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации агентских услуг, не поименованных в подпунктах 1 – 4.1, 4.4 статьи 148 НК РФ, в том числе и оказываемых российской организацией иностранному принципалу, признается территория РФ. Значит, такие услуги подлежат налогообложению НДС в РФ.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-08/34098 от 13.05.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-07-08/34098 от 13.05.2019

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении товаров, реализуемых на территории иностранного государства российской организацией - агентом, действующей от своего имени и за счет иностранного принципала, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 147 Кодекса местом реализации товара признается территория Российской Федерации в случае, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, местом реализации товаров, находящихся на территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такая реализация не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Вместе с тем на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации агентских услуг, не поименованных в подпунктах 1 - 4.1, 4.4 статьи 148 Кодекса, оказываемых российской организацией иностранному принципалу, признается территория Российской Федерации, и, соответственно, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 156 Кодекса налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе агентских договоров определяют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА

Вверх

 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор