.

Доходы в виде арендных платежей при ЕСХН

Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/2631 от 21.01.2019

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) – это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.

В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства. При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки (в том числе на арендованных основных средствах), произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

Доходы при ЕСХН

Перечень доходов, который учитывается при определении налогооблагаемой базы ЕСХН, утвержден ст. 346.5 НК РФ.

Статья 346.5 Налогового кодекса РФ обязывает плательщиков на ЕСХН учитывать:

  • доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущества и имущественных прав, в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном статьей 250 Налогового кодекса РФ.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. К таковым относятся, в частности:

  • выручка от реализации продукции растениеводства;
  • выручка от реализации продукции животноводства;
  • выручка от реализации животных на выращивании и откорме;
  • выручка от реализации продукции подсобных производств;
  • доходы (выручка), полученные за выполненные работы и оказанные услуги (переработка давальческого сырья, перевозка грузов, обработка приусадебных участков, выполнение других видов работ и оказание услуг основных и вспомогательных производств) организациям, сторонним лицам и своим работникам;
  • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации по договору аренды;
  • другие доходы.

Все иные доходы, не относящиеся к доходам от реализации, являются внереализационными. Например, доходы от долевого участия в других организациях, в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы.

ЕСХН-щик включает доходы в виде арендных платежей в состав выручки от реализации в том случае, если деятельность по предоставлению имущества в аренду является основным видом деятельности налогоплательщика и осуществляется им на систематической основе. В иных случаях доходы в виде арендных платежей являются внереализационными доходами. Так разъяснил Минфин России в письме от 21.01.2019 г. № 03-11-11/2631.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/2631 от 21.01.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-11-11/2631 от 21.01.2019

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение от 25 декабря 2018 г. по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, составляет не менее 70 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 346.5 Кодекса налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные, в частности, в статье 251 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Пунктом 4 статьи 250 Кодекса предусмотрено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 Кодекса.

Таким образом, в целях применения подпункта 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса налогоплательщик включает доходы в виде арендных платежей в состав выручки от реализации услуг в соответствии со статьей 249 Кодекса в том случае, если деятельность по предоставлению имущества в аренду является основным видом деятельности налогоплательщика и осуществляется им на систематической основе. В иных случаях доходы в виде арендных платежей являются внереализационными доходами налогоплательщика.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх