.

Экологический сбор в 2019 году

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 01-19-44/7874 от 04.04.2019

Эксперты Минприроды России в письме от 04.04.2019 г. № 01-19-44/7874 разъяснили, как в 2019 году производители и импортеры должны заполнять декларацию о товарах и упаковке, которые подлежат обязательной утилизации, а также об отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов и расчета сумм экологического сбора.

При сдаче в 2019 году декларации о товарах и упаковке, подлежащих обязательной утилизации, за 2018 год в ней нужно указать количество выпущенных в обращение на территории России товаров и упаковки, которые реализовывались для внутреннего потребления.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации в 2019 году за 2018 год составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, реализованных для внутреннего потребления в России за 2017 год.

Расчет суммы экологического сбора в 2019 году за отчетный 2018 год формируется как и отчетность, т.е. на основе данных о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки. При этом применяются ставки экологического сбора, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1293.

Таким образом, при подготовке производителями т импортерами отчетности о выполнении нормативов за 2018 год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год.

Что такое экологический сбор

Производители и импортеры может выбрать один из двух вариантов утилизации. Первый вариант – провести утилизацию своими силами. Для этого нужно создать собственные объекты по сбору, обработке и утилизации отходов, либо привлечь специализированную организацию или предпринимателя.

Второй вариант – не делать проводить утилизацию самостоятельно, а вместо этого заплатить экологический сбор. Таким образом, экологический сбор по сути является платой за отказ заниматься утилизацией.

Также под экологическим сбором подразумевается плата за невыполнение норм утилизации отходов, которые образуются после использования производимых или импортируемых компанией товаров и упаковки.

Перечень товаров и упаковки, которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2970-р (действует с 01.01.2018 г. взамен ранее действовавшего Распоряжения Правительства РФ от 24.09.2015 г. № 1886-р).

В данный перечень входят, в частности, следующие наименования товаров:

  • бумажные изделия;
  • изделия из пластика и резины;
  • минеральные неметаллические продукты;
  • смазочные масла нефтяного происхождения;
  • основные металлы;
  • готовые изделия из металлов (кроме машин и оборудования);
  • компьютерное, электронное и оптическое оборудование;
  • электрическое оборудование;
  • дерево и деревянные изделия (за исключением мебели) и пр.

Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018–2020 г. утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р (действует с 01.01.2018 г.).

Экологический сбор платят компании, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации.

Обратите внимание: если товары и упаковка товаров импортируются для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность (письмо Росприроднадзора от 20.02.2017 г. № ОД-06-02-32/3380).

Хоть экологический сбор и относится к неналоговым платежам, уплата его является обязательной. При этом нельзя путать экологический сбор с платой за негативное воздействие на окружающую среду. Несмотря на то, что названия схожи по смыслу, это два разных вида платежей, и для каждого установлен свой порядок уплаты.

Декларацию и отчетность о выполнении нормативов по утилизации сдают до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Расчет суммы экологического сбора сдают до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж.

Если плательщик не отчитается в указанные сроки, либо представит недостоверные сведения, его могут привлечь к ответственности по статье 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ. Штраф при этом составляет от 3 до 6 тыс. рублей – для должностных лиц и предпринимателей, от 20 до 80 тыс. рублей – для юридических лиц.

Эксперт "НА" Е.П. Соколова
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 01-19-44/7874 от 04.04.2019текст документа

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
№ 01-19-44/7874 от 04.04.2019

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ И УПЛАТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу представления в 2019 году производителями товаров, импортерами товаров декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации (далее - декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - отчетность, норматив утилизации) и расчета суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - экологический сбор), сообщает.

По указанному вопросу на официальном сайте Минприроды России в сети «Интернет» размещены разъяснения «Минприроды России разъясняет требования к отчетности производителей и импортеров товаров за отчетный 2018 год» (далее - Разъяснения).

В частности, в Разъяснениях указано, что при подготовке в 2019 году декларации, отчетности и расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) за отчетный 2018 год необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)» (далее - Постановление N 284);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее - Правила N 1073);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - Перечень);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2971-р об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы (далее - распоряжение N 2971-р).

Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 7 Правил N 1073.

Напоминаем, что в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность самостоятельно обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, включенных в Перечень, возлагается на:

- производителей товаров - с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

- импортеров товаров - с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза.

Декларация, отчетность и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. В этом случае дополнительное их представление на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов вышеуказанные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично:

а) производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту его государственной регистрации;

б) импортером товаров - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;

в) ассоциацией - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителем товаров и импортером товаров - представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Декларацию и отчетность указанные лица обязаны сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным, то есть представить декларацию и отчетность за 2018 отчетный год необходимо до 1 апреля 2019 г. включительно.

Расчет суммы экологического сбора представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует уплатить экологический сбор. То есть, направить расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор за 2018 отчетный год необходимо до 15 апреля 2019 г. включительно.

Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2018 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р).

При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год.

В 2019 году за отчетный 2018 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р.

В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1293).

Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.

Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р.

Дополнительно сообщаем, что в силу пункта 13 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ при перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.

В соответствии с пунктом 14 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ в случае, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

При этом положения пунктов 13 и 14 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ не распространяются на производителей товаров, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора в соответствии со статьей 24.5 указанного Федерального закона (пункт 15 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ).

Таким образом, в случае невыполнения производителем товаров, импортером товаров нормативов утилизации (полностью или частично) и уплаты экологического сбора хотя бы по одной из групп товаров, групп упаковки товаров, положения пунктов 13 и 14 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ не применяются.

Также обращаю внимание, что разъяснения Минприроды России, опубликованные на официальном сайте Минприроды России 16.05.2017 «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров», сохраняют свою актуальность при осуществлении администрирования доходов от экологического сбора в 2018 году.


Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н.КОБЫЛКИН
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх