.

Фискальный накопитель на 36 или 13 месяцев: как выбрать?

Письмо Федеральной налоговой службы №ЕД-4-20/2631 от 12.02.2018

Применять контрольно-кассовую технику (ККТ) на территории РФ обязаны все организации и предприниматели при осуществлении расчетов, в том числе при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных или электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).

Незаконное неприменение ККТ наказывается штрафом по части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • для должностных лиц - в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

  • для организаций - в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

С 01.07.2017 организации и предприниматели перешли на применение онлайн-касс, которые при расчетах формируют чеки и иные фискальные документы в электронной форме и передают их оператору для направления в налоговую инспекцию. Неотъемлемая часть любой онлайн-кассы - фискальный накопитель, который применяется для защиты фискальных данных.

Фискальный накопитель содержит, в том числе, ключ фискального признака – документ, предназначенный в конечном счете для выявления корректировки или фальсификации фискальных данных.

По общему правилу срок действия ключа фискального признака должен составлять не менее 36 месяцев со дня регистрации онлайн-кассы организациями и предпринимателями (п. 6 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ):

  • оказывающими услуги;

  • применяющими УСН;

  • уплачивающими ЕСХН;

  • уплачивающими ЕНВД;

  • применяющими ПСН,

за исключением организаций и предпринимателей, торгующих подакцизными товарами.

Применение фискального накопителя с ключом фискального признака с меньшим срок действия влечет административную ответственность по части 4 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • для должностных лиц - предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей;

  • для организаций - предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Однако при определенных условиях разрешено использовать фискальный накопитель со сроком действия ключа фискального признака не менее 13 месяцев. Условия таковы:

  • торговля подакцизными товарами;

  • сезонный (временный) характер работы;

  • совмещение спецрежима и общей системы налогообложения;

  • применение старых модификаций ККТ;

  • иные основания, установленные постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 № 70 - применение общего режима налогообложения, выполнение функций платежного агента (субагента).

В 2017 году фискальные накопители на 36 месяцев были в дефиците, поэтому ФНС России в письме от 23.05.2017 № ЕД-4-20/9679@ разрешила применять накопители на 13 месяцев организациям и предпринимателям, которые по закону не имели такого права. Налоговая служба позволила применять накопитель на 13 месяцев до окончания срока действия ключа фискального признака, при этом административная ответственность исключалась.

Теперь же ФНС России сочла, что фискальных накопителей достаточно, и отменила свое прошлогоднее «послабление» для организаций и предпринимателей, оказывающих услуги, применяющих УСН и ПСН, уплачивающих ЕНВД и ЕСХН.

Эксперт "НА" Т.Н.Точкина
Письмо Федеральной налоговой службы №ЕД-4-20/2631 от 12.02.2018текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-20/2631 от 12.02.2018

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение ООО от 06.12.2017 и сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Вместе с тем считаем возможным отметить, что ФНС России в письме от 23.05.2017 N ЕД-4-20/9679 указала на возможность использования налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а также применяющими патентную систему налогообложения фискального накопителя, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев, в целях обеспечения возможности осуществления ими расчетов, а также непривлечения указанных налогоплательщиков к административной ответственности ввиду отсутствия или дефицита на рынке фискальных накопителей, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 36 месяцев.

При этом обращается внимание, что в настоящее время в реестр фискальных накопителей включено достаточное количество экземпляров модели фискального накопителя, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 36 месяцев.

Кроме того, следует учитывать, что пользователи контрольно-кассовой техники, применяющие режимы налогообложения, указанные в абзаце первом пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", могут применять фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев, при осуществлении торговли подакцизными товарами, а также сезонном (временном) характере работы или одновременном применении вышеуказанных режимов налогообложения и общей системы налогообложения или применении контрольно-кассовой техники, не осуществляющей передачи фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Таким образом, применение фискального накопителя, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев, лицами, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ, при отсутствии перечисленных в абзаце втором указанного пункта оснований является административным нарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх