.

Индексация страховых выплат: с каким коэффициентом?

Решение Верховного Суда РФ №АКПИ17-195 от 17.05.2017

С 01.01.2015 коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 01.01.2015, составляет 1,055 - согласно прогнозируемому уровню инфляции (п. 1  постановления Правительства РФ от 18.12.2014  № 1402, далее – Постановление № 1402).

Вместе с тем, пунктом 11 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ) установлено, что индексация должна определяться не из прогнозируемого уровня инфляции на следующий год, а из фактического уровня на конец текущего года.

Позиция заявителя

Гражданин - получатель ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний решил, что коэффициент 1,055, установленный Постановлением № 1402, ограничивает его права на индексацию получаемых выплат исходя из фактического уровня инфляции на конец текущего года.

Он просил признать недействующим пункт 1 Постановления № 1402, установившего этот коэффициент.

Позиция суда

Верховный Суд РФ не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона № 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции на конец текущего года. Однако в этой же норме установлено ограничение: индексация осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС РФ на соответствующий финансовый год. А коэффициент индексации и ее периодичность определяет Правительство РФ.

На момент издания Постановления № 1402 основные характеристики федерального бюджета на 2015 год были определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года). То есть коэффициент индексации 1,055 размера ежемесячной страховой выплаты в 2015 году соответствовал прогнозируемому уровню инфляции.

Таким образом, пункт 1 Постановления не может быть признан недействующим.

Эксперт "НА" В.Ю.Кирпичников
Решение Верховного Суда РФ №АКПИ17-195 от 17.05.2017текст документа

Решение Верховного Суда РФ
№АКПИ17-195 от 17.05.2017

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", 

установил: 

согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с 1 января 2015 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2015 г., составляет 1,055 (далее - Постановление).

Гражданин М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", подпункту "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 329-ФЗ).

Как указывает административный истец, он является получателем ежемесячных страховых выплат, установленный оспариваемым Постановлением коэффициент 1,055 ограничивает его права на индексацию получаемых им сумм страхового возмещения в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", поскольку индексация должна определяться не из прогнозируемого уровня инфляции на следующий год, а из фактического уровня на конец текущего года.

Административный истец М. и его представитель Р. извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 30 марта 2017 г. N СП-П12-1846).

Представитель Правительства Российской Федерации С. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Определяя правовые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, путем предоставления ежемесячных страховых выплат.

В соответствии с пунктом 11 статьи 12 названного Федерального закона размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Правительство Российской Федерации 18 декабря 2014 г. издало постановление N 1402, которым с 1 января 2015 г. установлен коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1,055.

Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 22 декабря 2014 г., Собрании законодательства Российской Федерации 29 декабря 2014 г. N 52 (часть I).

На момент издания оспариваемого нормативного правового акта основные характеристики федерального бюджета на 2015 год Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" были определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 77 498,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).

Предусмотренный пунктом 1 Постановления коэффициент индексации 1,055 размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году соответствовал прогнозируемому уровню инфляции 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).

Установление Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" основных характеристик федерального бюджета на 2015 год исходя из уровня инфляции, не превышающего 12,2 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года), не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта.

Страховые выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации. Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" бюджет Фонда не увеличен.

Оспариваемое Постановление издано в целях реализации статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающей, что коэффициент индексации и ее периодичность определяется Правительством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, Правительство Российской Федерации 1 декабря 2015 г. издало постановление N 1299 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым произведена дополнительная индексация ежемесячных страховых выплат до фактического уровня инфляции за 2015 год (отношение уровня инфляции 2015 года (1,122) к коэффициенту индексации размера ежемесячной страховой выплаты, установленному с 1 января 2015 г. (1,055).

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации 

решил: 

в удовлетворении административного искового заявления М. о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.


Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С.РОМАНЕНКОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх