.

Иностранная выставка облагается НДС

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/90436 от 22.11.2019

Для рекламы своей продукции российская компания принимает участие в зарубежной выставке. Комментируемым письмом Минфин России отмечает, что нужно платить НДС при оказании иностранной фирмой маркетинговых услуг и услуг по организации выставки на территории иностранного государства.

Реклама – это …

… информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).

Маркетинговые услуги – услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.

Так, услуги по организации выставок для рекламирования с участием иностранных и российских лиц для целей применения НДС следует относить к категории рекламных услуг.

Важно место реализации услуг

Чтобы выяснить, облагать или нет услуги НДС, необходимо определить, где, согласно Налоговому кодексу, эти услуги считаются реализованными.

Место реализации большинства работ и услуг определяется по особым правилам. Они записаны в статье 148 Налогового кодекса. Об этом напоминает Минфин России в письме от 22.11.2019 г. № 03-07-08/90436.

Обратите внимание: определять место реализации работ или услуг нужно не только тем, кто их выполняет или оказывает. В отдельных случаях это может потребоваться и покупателю (заказчику), так как при приобретении у иностранного контрагента работ или услуг, местом оказания которых является Россия, он может стать налоговым агентом по НДС.

Услуги по месту осуществления деятельности покупателя

Некоторые работы (услуги) облагают НДС только в том случае, если покупатель этих работ (услуг) осуществляет свою деятельность в России. К таким работам (услугам) относятся (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):       

  • передача, представление патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав;

  • оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

  • консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные и маркетинговые услуги, услуги по обработке информации и др.;

  • услуги по подбору персонала (если персонал работает в месте деятельности покупателя);

  • сдача в аренду движимого имущества, за исключением автомобилей и другого наземного автотранспорта.

Считается, что покупатель работ (услуг) осуществляет свою деятельность в России, если он имеет государственную регистрацию в России.

Так, местом реализации маркетинговых и рекламных услуг признается территория России, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность в России. Поэтому маркетинговые услуги и услуги по организации выставки на территории иностранного государства с целью рекламирования товаров (работ, услуг), оказываемые иностранными фирмами российской организации, являются объектом обложения НДС в России.

Чем подтвердить место реализации услуг?

Место выполнения работ, оказания услуг необходимо подтверждать документально. Такими документами являются контракт, заключенный с иностранным или российским лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг. Это могут быть акты приемки-сдачи результатов выполненных работ, акты об оказании услуг, копии таможенных и транспортных документов, свидетельствующих о перевозке (транспортировке) грузов за рубежом.

Эксперт "НА" Е.В. Натырова
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/90436 от 22.11.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-08/90436 от 22.11.2019

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что порядок определения места реализации работ (услуг) установлен статьей 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 данной статьи.

Таким образом, местом реализации не поименованных в подпунктах 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 Кодекса услуг, оказываемых иностранной организацией, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Вместе с тем на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации маркетинговых и рекламных услуг признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В связи с этим маркетинговые услуги и услуги по организации выставки на территории иностранного государства с целью рекламирования товаров (работ, услуг), оказываемые иностранными организациями российской организации, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх