.

Инжиниринговые услуги иностранцу: особенности НДС

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/86848 от 11.11.2019

Определение места реализации является одним из условий для налогообложения НДС. Если это Россия, то реализация облагается НДС. Если этим местом не является Россия, то НДС нет. По нормам НК РФ получается, что если местом реализации инжиниринговых услуг территория РФ не признается, значит, они не облагаются НДС. Но это не значит, что российская фирма, оказывающая такие услуги иностранцу за пределами РФ, теряет право на НДС-вычеты. 

По правилам НК РФ операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ облагаются НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Чтобы определить место реализации услуг в целях налогообложения НДС следует обратиться к положениям статьи 148 НК РФ. 

Реализация товаров (работ, услуг) 

На территории РФ реализация облагается НДС.

Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них перешло от одного лица другому на возмездной основе, например, от продавца покупателю или от исполнителя заказчику.

Чтобы правильно рассчитать НДС по реализованным товарам (работам, услугам), нужно определить:

  • место, где эти товары (работы, услуги) были реализованы. Если это РФ, то реализация облагается НДС, иначе – нет;

  • сумму выручки от реализации;

  • ставку налога, по которой облагаются реализованные товары (работы, услуги);

  • дату, когда налог должен быть начислен к уплате в бюджет. 

Что является местом реализации товаров (работ, услуг) 

НДС облагается реализация товаров, работ, услуг (в том числе безвозмездная передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, безвозмездное оказание услуг), которая совершается на территории РФ.

У товаров определить место реализации просто. Если местом реализации товаров (работ, услуг) является территория иностранного государства, то такие операции на территории РФ не облагаются НДС (ст. 147 НК РФ).

Место реализации услуг определяется в зависимости от вида услуги. Местом реализации услуг может признаваться либо страна по месту нахождения покупателя, либо по месту нахождения исполнителя. Поэтому, чтобы узнать, облагается ли услуга НДС, нужно правильно определить место ее реализации. Для этого обращаются к статье 148 НК РФ. 

Место реализации – РФ 

Местом реализации признается территория РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами с 1 по 4.1, а также 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Перечислим упомянутые здесь услуги.

Работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (подп.1 п.1 ст. 148 НК РФ).

Это строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде и др.

Работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (подп. 2 п.1 ст. 148 НК РФ).

Это работы, связанные с монтажом, сборкой, переработкой, обработкой, ремонтом и техническим обслуживанием.

Услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (подп. 3 п.1 ст.148 НК РФ).

Покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории России (подп.4 п.1 ст.148 НК РФ) по направлениям:

  • передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и т п.;

  • разработка ПО;

  • консультационные, юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги;

  • инжиниринговые услуги;

  • реклама и маркетинг;

  • услуги по обработке информации;

  • предоставление персонала;

  • аренда имущества, кроме недвижимости и авто.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ, если он зарегистрирован здесь в качестве организации или индивидуального предпринимателя. Если указанные работы (услуги) приобретены филиалом или представительством российской организации и их местонахождение определено учредительными документами как территория иностранного государства, то местом реализации этих услуг Россия не является и объекта обложения НДС не возникает. Причем даже если головное подразделение компании зарегистрировано в РФ.

Услуги российской фирме по перевозке и транспортировке грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции. Пункты отправления и назначения находятся на территории РФ (подп. 4.1 п.1 ст. 148 НК РФ).

Транспорт, который принадлежит российской фирме (предпринимателю), может быть передан иностранной компании по договору фрахтования. Если при перевозках с использованием этого транспорта пункт отправления (назначения) находится на территории России, то местом реализации данных услуг также признается РФ.

Услуги российских авиаперевозчиков по перевозке товаров воздушными судами от пункта отправления до пункта назначения, находящихся за пределами территории РФ, если при перевозке на территории РФ совершается посадка воздушного судна и место прибытия товаров на территорию РФ совпадает с местом убытия товаров с территории РФ (подп.4.4 п.1 ст.148 НК РФ).

В рассматриваемом случае российская фирма - подрядчик оказывает иностранному заказчику предпроектные и проектные услуги (выполнение изыскательских работ и разработка базового и детального проекта).

Как видите, в приведенном перечне услуг упомянуты инжиниринговые услуги. К таким услугам как раз и относятся предпроектные и проектные работы, о которых идет речь в письме.

Место реализации таких услуг определяется по месту деятельности покупателя услуг. Если покупателем указанных услуг является иностранное лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность на территории иностранного государства, местом реализации услуг территория РФ не является. Значит, в рассматриваемом случае эти услуги не облагаются НДС.

Что касается услуг по управлению проектом, которые также оказывает российская фирма иностранному заказчику, то их стоимость облагается НДС по ставке в размере 20%. Основание - подпункт 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Здесь говорится о том, что местом реализации услуг признается территория РФ, если они осуществляются на территории Российской Федерации и не предусмотрены подпунктами 1 - 4.1, 4.4 статьи 148 НК РФ. 

Что с вычетами? 

В рассматриваемом письме российская фирма – исполнитель в качестве субподрядчика привлекает российскую организацию.

С 01.07.2019 года суммы НДС, уплаченные в стоимости товаров и иных затрат, которые произведены для выполнения и оказания работ и услуг за пределами РФ, подлежат вычету. Это новшество в статью 171 НК РФ введено Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

Российская организация оказывает иностранной фирме предпроектные и проектные услуги. Как разъяснил Минфин, подрядчик не должен начислять НДС со стоимости реализации этих услуг. Но при этом после 01.07.2019 он имеет право на вычет НДС, предъявленного субподрядчиком. 

Эксперт по налогообложению В.Ю. Кирпичников
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/86848 от 11.11.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-08/86848 от 11.11.2019

В связи с письмом по вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых при оказании предпроектных и проектных услуг иностранному лицу, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, на основании подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации инжиниринговых услуг, к которым относятся предпроектные и проектные услуги, определяется по месту деятельности покупателя услуг.

Таким образом, в случае, если покупателем указанных услуг является иностранное лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность на территории иностранного государства, местом реализации услуг территория Российской Федерации не является.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 171 Кодекса (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившего в силу с 1 июля 2019 года) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

Учитывая изложенное, с 1 июля 2019 года суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых при оказании предпроектных и проектных услуг иностранному лицу, принимаются к вычету.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по управлению проектом, оказываемых российской организацией иностранному лицу, то, поскольку на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации, данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх