.

Как платить налоги подрядчику, если заказчик не подписал акт приема работ

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-11/88016 от 08.10.2020

В письме от 08.10.2020 № 03-07-11/88016 разъяснено, когда подрядчику признавать доходы и определять НДС-базу, если заказчик не подписал акт сдачи-приемки проектных работ, но судьи посчитали, что условия договора подрядчиком выполнены.

О чем поведали минфиновцы

Доходы по такому договору учитывают в том налоговом периоде, в котором документально подтвержден факт оказания услуг, – отметили финансисты. Причем если кто-то не подписал акт, необходимо принимать во внимание положения пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса. Так, при отказе одной из сторон визировать акт в нем делается отметка об этом и он подписывается другой стороной. Односторонний акт судьи могут признать недействительным, только если посчитают обоснованными мотивы отказа от его визирования.

Что касается НДС, то согласно п. 1 ст. 167 НК РФ налог начисляют, когда (либо – либо):

  • работа не выполнена, но за нее получена предоплата;
  • работа выполнена (то, что деньги от заказчика еще не пришли, не важно).

Таким образом, если был аванс, НДС-базу определяют на дату поступления средств (тут без вариантов). Когда предоплаты не было – на дату подписания акта сдачи-приемки заказчиком. А если он не завизировал этот документ, но есть решение суда о том, что условия договора подрядчиком выполнены? Тогда НДС надо начислить на момент вступления в силу данного вердикта. Именно так считают в Минфине.

Ориентироваться ли на односторонний акт?

В части НДС позиция ведомства является устоявшейся (см. также письма от 27.09.2019 № 03-07-11/74445, от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28436, от 31.12.2014 № 03-03-06/1/68990). А вот по налогу на прибыль финансисты раньше высказывались следующим образом.

Доход от выполнения проектных работ признается на дату подписания сторонами акта приемки-сдачи. А если заказчик его не завизировал? Тогда суммы задолженности по данному договору, подлежащие уплате на основании решения суда, включают во внереализационные доходы. При этом следует помнить, что в силу п. 3 ст. 248 НК РФ повторно отражать одни и те же суммы в составе доходов нельзя (см. письма от 31.12.2014 № 03-03-06/1/68990, от 22.11.2019 № 03-03-06/1/90660).

Делаем вывод. Если заказчик подписал акт, подрядчик признает доходы и начисляет НДС на эту дату. А если нет, надо ждать, когда вступит в силу решение суда. Ведь именно тогда возникнут налоговые базы.

Для компаний такой подход выгоден. Да только вот инспекторы порой его не одобряют, считая, что ждать вынесения решения служителями Фемиды не нужно. Контролерам вторят многие арбитры: если у подрядчика есть основания для подписания акта в одностороннем порядке, то он обладает такой же юридической силой, что и двусторонний. Это следует из п. 4 ст. 753 ГК РФ. Факт выполнения работ от судебного разбирательства не зависит. Выходит, именно на основании одностороннего акта подрядчик признает доходы и исчисляет НДС (постановления АС Поволжского округа от 01.02.2019 № Ф06-39110/2018, АС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2019 № Ф02-6708/2018 и др.). Последний из вердиктов оставлен в силе высшей инстанцией.

Вместе с тем, иногда арбитры не соглашаются с ИФНС, что реализацию порождают акты, составленные и подписанные подрядчиком в одностороннем порядке (Постановление ФАС Центрального округа от 04.08.2014 № А48-2601/2013).

Как понимать кивок на п. 4 ст. 753 ГК РФ, сделанный в комментируемом письме? Минфин отказывается от своего прежнего мнения? Но, с учетом неизменной позиции в части НДС, решение выглядит половинчатым и нелогичным. Впрочем, как бы то ни было, неотражение подрядчиком реализации в периоде составления одностороннего акта сопряжено с высокими налоговыми рисками.

О ставке НДС 20%

Довеском финансисты обратили внимание на то, что 20-процентная ставка НДС применяется в отношении товаров (работ, услуг), которые отгружены (выполнены, оказаны), начиная с 01.01.2019.

Получается, что к стоимости работ, акт сдачи-приемки которых подписан в 2019 году и позже, применяют именно эту налоговую ставку. Аналогичное умозаключение вытекает из письма финансового ведомства от 07.03.2019 № 03-07-14/14948 и Определения ВС РФ от 28.11.2019 № 305-ЭС19-22785.

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-11/88016 от 08.10.2020текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/88016 от 08.10.2020

В связи с обращением по вопросам применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при выполнении организацией проектных работ в ситуации, изложенной в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что по общему правилу, установленному статьями 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), в целях налогообложения прибыли доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся), независимо от фактического поступления (от времени фактической выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Кодекса для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Таким образом, при применении организацией метода начисления датой признания дохода от реализации услуг будет признаваться дата фактического оказания таких услуг заказчику.

Доходы организации, полученные по договору об оказании услуг, следует учитывать для целей налогообложения прибыли организаций в том налоговом периоде, в котором документально подтвержден факт оказания услуг.

При этом в случае если акт приема работ (оказания услуг) по договору одной из сторон не подписан, необходимо учитывать нормы пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ признается наиболее ранняя из дат: день выполнения работ либо день их оплаты (частичной оплаты).

Поскольку документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ, то в целях определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость днем выполнения работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.

В случае если заказчик не подписал акт сдачи-приемки работ, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора на выполнение работ подрядчиком выполнены, днем выполнения работ для целей налога на добавленную стоимость следует считать дату вступления в законную силу решения суда.

В отношении размера ставки налога на добавленную стоимость отмечаем, что на основании пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н. А. Кузьмина
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх