.

Как распознать недвижимость в налоговых целях

Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-21/14997 от 30.07.2019

Понятие «недвижимое имущество» не определяют ни НК РФ, ни законодательство о бухучете. Поэтому ФНС отсылает к статьям 130 и 131 ГК РФ, Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Общероссийским классификатором основных фондов.

Налог на имущество организаций платят фирмы, у которых есть имущество, относящееся к объектам налогообложения.

Движимое имущество освободили от налогообложения. Но для того, чтобы сэкономить на налоге на имущество, не стоит рисковать и пытаться искусственно «расчленить» недвижимый объект и выделить из него движимые части, чтобы исключить их из налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Поэтому ФНС опубликовала очередные разъяснения по этому вопросу.

Объект налогообложения и единица бухучета

Объектом налогообложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (ст. 374 НК РФ). С 2019 года движимость больше не облагается налогом на имущество. Соответствующие поправки в пункт 1 статьи 374 и другие нормы НК РФ внес закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Понятие «недвижимое имущество» в НК РФ, а также в правилах ведения бухгалтерского учета не определено.

Но положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, дает понятие «единица бухгалтерского учета». Это:

  • инвентарный объект, которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Эти положения «перекликаются» с нормами законодательства, содержащими определения понятия «недвижимость», к которым отсылают налоговики.

Законодательство о недвижимости

При отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу нужно исходить из норм статей 130–131 ГК РФ: возможно или невозможно перемещать объект и обязан ли владелец регистрировать права на недвижимость.

С учетом этого для подтверждения правильности отнесения имущества к недвижимости нужно устанавливать следующие обстоятельства:

  • есть ли запись об объекте в ЕГРН;
  • если сведений в реестре нет, есть ли прочная связь объекта с землей и действительно ли его невозможно переместить без несоразмерного ущерба назначению.

Статьи 130 и 131 ГК РФ гласят, что недвижимостью являются:

  • подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

В сложных случаях налоговики проводят осмотры, назначают экспертизы, привлекают специалистов, истребуют документы или информацию.

Например, объекты капитального строительства. По ним должны оцениваться наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и о его характеристиках.

Для квалификации зданий и сооружений налоговики также рекомендуют использовать два документа:

  • Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ);
  • общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

Здания и сооружения и их состав

Состав недвижимого имущества, относящегося к зданиям и сооружениям при исчислении налога на имущество организаций, определяет Закон № 384-ФЗ.

Вот определение из этого закона.

Здание – это результат капитального строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

Аналогичное определение дано сооружению, которое предназначено для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

В состав объекта недвижимости входят сети и системы инженерно-технического обеспечения. Сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (подп. 20 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем, предназначенная для выполнения определенной функции (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности) (подп. 21 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

Все эти составные части функционально связаны со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Вместе с недвижимостью они входят в комплекс конструктивно сочлененных предметов – единый конструктивный объект недвижимого имущества.

Данный комплекс принимается к учету как один инвентарный объект (абз. 1 п. 6 ПБУ 6/01), и объект налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ.

Вместе с тем имущество, которое входит в состав объекта недвижимого имущества, может учитываться, как отдельные инвентарные объекты, и относиться к движимому при соблюдении таких условий:

  • ОС могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества;
  • демонтаж ОС не причиняет несоразмерного ущерба его назначению;
  • функциональное предназначение ОС не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).

Об этом говорят налоговики в письме от 08.02.2019 № БС-4-21/2181. К таким объектам налоговики отнесли:

  • трубопроводы, которые нужны для инженерно-технического обеспечения здания;
  • лифты, эскалаторы, системы вентиляции и кондиционирования.

Учитывать судебную практику

В ряде случаев установить, относится объект к недвижимости или движимости только на основе норм ГК РФ и классификаторов невозможно. Поэтому в отношении объектов, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН и которые только лишь по своему наименованию не могут быть однозначные отнесены к недвижимым вещам, налоговая служба рекомендует руководствоваться судебной практикой.

Помимо тех документов ВС РФ, которые привели налоговики в комментируемом письме, вспомним и другие.

Так, суды признали недвижимостью:

  • технологическое оборудование цеха по производству древесных гранул (комплексная трансформаторная подстанция, оборудование линии по производству древесных гранул, поперечные транспортеры подачи щепы, опилок, коры, автоматическая система защиты от пожаров и пылевых взрывов «Firefly») (Постановление АС Северо-Западного округа от 18.01.2019 № Ф07-15984/18);
  • технологические трубопроводы и газоходы, установленные на фундаменте, прочно связанные с землей (Определение ВС РФ от 11.12.2018 № 305-КГ18-20539);
  • самоподъемную плавучую буровую установку вместе с палубными кранами (Определение ВС РФ от 24.09.2018 № 307-КГ18-14515);
  • трансформаторную подстанцию с установкой новой модульной КТП (Постановление АС Северо-Западного округа от 18.05.2018 № Ф07-5328/18 по делу № А05-1595/2017).

Госрегистрация

Итак, объектами налогообложения признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (ст. 374 НК РФ).

Объект относится к основным средствам при одновременном выполнении условий:

  • он предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд или для сдачи в аренду или на прокат;
  • он предназначен для длительного использования (свыше 12 месяцев) или обычного производственного цикла, превышающего 12 месяцев;
  • он не предназначен на продажу;
  • он способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Как видно, указанные критерии не увязывают принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве ОС с государственной регистрацией прав собственности на него. Соответственно, организация, получающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна принять его к учету в момент фактического получения независимо от факта государственной регистрации прав собственности. То есть для налогообложения налогом на имущество объект должен обладать признаками основного средства. Факт государственной регистрации прав на него значения не имеет (письмо Минфина России от 01.10.2015 № 03-05-05-01/56284).

Также этот объект должен учитываться в бухгалтерском учете на счетах учета основных средств.

Пример. Когда за недвижимость надо платить налог

Фирма 01.08.2019 приобрела недвижимое имущество для последующей перепродажи и учла его как товары на бухгалтерском счете 41 «Товары». Это имущество не облагается налогом на имущество организаций в связи с тем, что не является основным средством.

Однако в течение месяца покупателя на данный товар не нашлось. Фирма не стала его продавать и с 01.09.2019 в бухгалтерском учете перевела его на счет 01 «Основные средства». С этого момента недвижимость должна облагаться налогом на имущество организаций (письмо ФНС России от 5 сентября 2017 года № БС-4-21/17597@).

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-21/14997 от 30.07.2019текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ БС-4-21/14997 от 30.07.2019

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 02.07.2019 об отнесении объектов основных средств к движимому или недвижимому имуществу и сообщает.

В полномочия ФНС России не входит направление общеобязательных разъяснений законодательства Российской Федерации об условиях классификации видов имущества, в том числе в целях бухгалтерского учета и гражданского оборота, а также предварительное определение (подтверждение) видов объекта имущества на предмет соответствия их правовым критериям, предъявляемым к движимым или недвижимым вещам.

Вместе с тем по указанному вопросу, учитывая проработку оснований для налогообложения отдельных видов имущества, полагаем возможным направить следующие рекомендации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Согласно статье 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Понятие «недвижимое имущество» в Кодексе, а также в правилах ведения бухгалтерского учета не определено.

В соответствии со статьями 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в федеральном законе.

Кроме того, квалификация объектов недвижимого имущества (зданий и сооружений) определена Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

Вышеперечисленные правовые акты содержат следующие критерии для квалификации объекта имущества в качестве недвижимости:

- наличие записи об объекте в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);

- при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, в том числе наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости, разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках.

Дополнительно в ходе налоговой проверки налоговыми органами (при наличии предусмотренных Кодексом оснований) могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, истребоваться документы (информация).

Также полагаем необходимым учитывать по рассматриваемому вопросу сложившуюся судебную практику, в том числе постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2018 № 305-КГ18-20539 по делу № А40-176218/2017, от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018.

Представленная информация принята к сведению.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх