.

Как ФНС оценивает необоснованную налоговую выгоду

Письмо Министерства финансов РФ № 03-12-11/1/746 от 14.01.2019

Налоговые органы вправе доказывать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов (ст. 82, 87 НК РФ).

Необоснованная налоговая выгода

Налоговики ссылаются на постановление Пленума ВАС России от 12.10.2006 г № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Так, из пункта 10 указанного постановления следует, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что организация действовала без должной осмотрительности и осторожности, и ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговиками будет доказано, что деятельность организации, ее взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Способы оценки размера необоснованной налоговой выгоды

Доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды осуществляется с учетом положений Налогового кодекса и постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

Выявленная (доказанная в рамках выездной или камеральной налоговой проверки) необоснованная налоговая выгода в виде уменьшения налоговой обязанности предполагает ее суммовую оценку. При этом НК РФ не предусматривает закрытый перечень способов оценки размера необоснованной налоговой выгоды в целях доначисления налогов и сборов по результатам налоговых проверок и в то же время не содержит запрета на использование методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

К таким методам относятся:

  1. метод сопоставимых рыночных цен;
  2. метод цены последующей реализации;
  3. затратный метод;
  4. метод сопоставимой рентабельности;
  5. метод распределения прибыли.

Минфин России в письме от 14.01.2019 г. № 03-12-11/1/746 отметил, что данные методы могут быть использованы для определения суммы необоснованной налоговой выгоды наряду с иными способами.

Когда ФНС может переквалифицировать сделку

Из содержания нормы подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ следует, что налоговые органы могут переквалифицировать сделку в ходе проверки, доначислить вследствие этого налоги. Это значит, что в ходе проверки налоговики могут посчитать, что заключенный налогоплательщиком договор не соответствует действительному экономическому содержанию совершенных в его рамках сделок, и принять решение о его переквалификации. Взыскание налога производится в судебном порядке.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 16.07.2013 № 3372/13 разъяснил, что судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, призван обеспечить судебный контроль прежде всего за законностью доначисления таких налогов.

Такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.

Отдельно отмечен вопрос, касающийся переквалификации сделок налоговыми органами и признания сделки недействительной.

В силу статьи 170 ГК РФ к ничтожным сделкам, в частности, относятся мнимые и притворные сделки.

При наличии у налогового органа достаточных оснований проверяемые сделки могут быть квалифицированы как мнимые или притворные, являющиеся в силу прямого указания закона ничтожными либо ничтожными при наличии других обстоятельств, даже если в законе не содержится прямых указаний на ничтожность соответствующей сделки.

Таким образом, при заключении того или иного договора организациям необходимо обратить внимание на обоснованную доказательную базу, чтобы налоговые и иные контролирующие органы не имели возможности переквалифицировать заключенный договор.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ № 03-12-11/1/746 от 14.01.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-12-11/1/746 от 14.01.2019

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения от 14.12.2018 и от 24.12.2018 и сообщает, что Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено оценивать или подтверждать правомерность (неправомерность) актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. В Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются возникающие разногласия между налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) и налоговыми органами.

Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разделом VII Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Одновременно сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 и статьей 87 Кодекса территориальные налоговые органы вправе осуществлять посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов.

Доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды осуществляется с учетом положений Кодекса и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

Выявленная (доказанная в рамках выездной или камеральной налоговой проверки) необоснованная налоговая выгода в виде уменьшения налоговой обязанности предполагает ее суммовую оценку. При этом Кодекс не предусматривает закрытый перечень способов оценки размера необоснованной налоговой выгоды в целях доначисления налогов и сборов по результатам налоговых проверок и в то же время не содержит запрета на использование методов, установленных главой 14.3 Кодекса, в целях определения размера необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, методы, установленные главой 14.3 Кодекса, могут быть использованы для определения суммы необоснованной налоговой выгоды наряду с иными способами, в том числе не предусмотренными Кодексом.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса, в случае если обязанность организации по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, взыскание налога производится в судебном порядке.

Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.07.2013 N 3372/13 разъяснил, что судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, призван обеспечить судебный контроль прежде всего за законностью доначисления таких налогов. Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ничтожной сделкой признается сделка, недействительная по основаниям, установленным законом, независимо от признания ее таковой судом.

В силу статьи 170 ГК РФ к ничтожным сделкам, в частности, относятся мнимые и притворные сделки.

Представляется, что при наличии у налогового органа достаточных оснований проверяемые сделки могут быть квалифицированы как мнимые или притворные, являющиеся в силу прямого указания закона ничтожными либо ничтожными при наличии других обстоятельств, даже если в законе не содержится прямых указаний на ничтожность соответствующей сделки.

Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх