.

ККТ при ЕНВД и ПСН: особенности применения

Письмо Федеральной налоговой службы №ЕД-4-20/20179 от 29.10.2016

ФНС России уточнила вопросы применения контрольно-кассовой техники (ККТ) предпринимателями, применяющими ПСН, а также организациями и предпринимателями -  налогоплательщиками ЕНВД при оказании услуг населению.

Когда не требуется применять ККТ

От обязательного применения ККТ освобождены организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении видов деятельности и при оказании услуг, перечисленных в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", а именно - при:

  • продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии соблюдения доли что доля продажи газет и журналов в общем товарообороте;

  • продаже ценных бумаг;

  • продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;

  • обеспечении питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

  • торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли;

  • разносной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков;

  • торговле в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;

  • торговле из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

  • приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

  • ремонте и окраске обуви;

  • изготовлении и ремонте металлической галантереи и ключей;

  • присмотре и уходе за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

  • реализации изготовителем изделий народных художественных промыслов;

  • вспашке огородов и распиловка дров;

  • оказании услуг носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

  • сдаче индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности.

Не применение ККТ при ЕНВД и ПСН

До 01.07.2018 предприниматели на ПСН, а также организации и предприниматели -  налогоплательщики ЕНВД при осуществлении вышеуказанных видов предпринимательской деятельности могут не применять ККТ. Но при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги) (ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Также до этой даты вправе не применять ККТ организации и предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению - при условии выдачи бланков строгой отчетности (п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Кроме того, если организация или предприниматель не применяли ККТ по состоянию на 15.07.2016 и осуществляемые ими виды деятельности и оказываемые ими услуги не были освобождены от применения ККТ, то такие экономические субъекты вправе не применять ККТ до 01.07.2018 (письмо Минфина России от 02.11.2016 № 03-01-15/64226).

Эксперт "НА" В.Ю.Кирпичников
Письмо Федеральной налоговой службы №ЕД-4-20/20179 от 29.10.2016текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-20/20179 от 29.10.2016

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО и сообщает следующее.

Пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники.

ФНС России в настоящее время указанные полномочия не принадлежат.

Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.

Согласно пунктам 7 и 8 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу), а организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ), до 1 июля 2018 года.

Учитывая позицию, содержащуюся в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 301-АД15-14856, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, в случае осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт за оказанные услуги обязаны выдавать бланк строгой отчетности.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх