.

ККТ: продажа в сети Интернет через агента

Письмо Федеральной налоговой службы №АС-3-20/5647@ от 17.08.2018

ФНС России разъяснила вопрос применения контрольно-кассовой техники продавцом, осуществляющим расчеты в сети Интернет через агента.

Нерезидентам РФ ККТ не нужна

Федеральный закон от 22.05.2003 года № 54-ФЗ устанавливает обязательный порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

Налоговики отметили, что Федеральным законом № 54-ФЗ определены правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации. Поэтому положения данного закона не распространяются на иностранную организацию, предпринимателя, которые не зарегистрированы и не имеют представительства на территории Российской Федерации.

То есть обязанность применения ККТ при осуществлении расчетов с использованием наличных денежных средств и (или) в безналичном порядке возлагается на организацию (индивидуального предпринимателя) - продавца, который находится на территории Российской Федерации.

Расчеты в сети Интернет

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься (п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Обратите внимание, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в сети Интернет, обязаны применять контрольно-кассовую технику независимо от местонахождения (гражданства) покупателя.

Продажа товаров через агента

По агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические или другие значимые действия (п. 1 ст. 1005 ГК РФ):

  • от своего имени, но за счет принципала;
  • от имени принципала и за его счет.

Если сделка совершена агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, то права и обязанности получает агент. Значит, если агент действует от имени принципала и за его счет, то применять кассовую технику ему не нужно.

А вот если агент действует от своего имени, то он должен зарегистрировать ККТ и использовать ее в работе (письмо Минфина России от 04.07.2018 г. № 03-01-15/46377).

Таким образом, в случае поступления оплаты на счет платежного агрегатора нерезидента Российской Федерации расчет покупателя (клиента) происходит с самим агрегатором, а не с продавцом. Соответственно, продавец освобожден от применения контрольно-кассовой техники.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Федеральной налоговой службы №АС-3-20/5647@ от 17.08.2018текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№АС-3-20/5647@ от 17.08.2018

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение от 20.07.2018 и сообщает, что согласно пункту 12.5 Регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@, в ФНС России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем считаем возможным отметить, что Федеральным законом N 54-ФЗ определены правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Таким образом, положения Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на иностранную организацию, предпринимателя, которые не зарегистрированы в установленном порядке и не имеют представительства на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин "расчеты", под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.

Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

С учетом изложенного положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают обязанность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием наличных денежных средств и (или) в безналичном порядке на налогоплательщиков, в данном случае организацию (индивидуального предпринимателя) - продавца, который находится на территории Российской Федерации.

Кроме того, следует учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в сети Интернет, обязаны применять контрольно-кассовую технику независимо от местонахождения (гражданства) покупателя.

Вместе с тем согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Таким образом, в ситуации, указанной в обращении, в случае, если сделка совершена агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, обязанность по представлению платежных документов возлагается на агента, хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Учитывая изложенное, в случае поступления оплаты на счет платежного агрегатора нерезидента Российской Федерации расчет покупателя (клиента) происходит с самим агрегатором, а не с продавцом и, соответственно, продавец освобожден от применения контрольно-кассовой техники.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Н.АНДРЮЩЕНКО
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх