.

ККТ: расходы можно учесть при налогообложении

Письмо Министерства финансов РФ №03-11-06/2/73772 от 09.12.2016

Контрольно кассовая техника (ККТ) применяется в обязательном порядке на территории РФ всеми организациями и предпринимателями при осуществлении ими расчетов (ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа").

При этом под расчетами понимается:

  • прием или выплата денежных средств с использованием наличных или электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;

  • прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр;

  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Как вы знаете, с 01.02.2017 предусмотрен переход на применение онлайн касс – контрольно-кассовой техники, которая при расчетах наличными формирует фискальные документы в электронной форме и передает их через оператора в налоговую инспекцию. До 01.02.2017 организации и предприниматели вправе регистрировать ККТ по-старому. Такую технику можно будет до 01.07.2017 применять, перерегистрировать и снимать с учета по прежним правилам.

В связи с переходом на применение онлайн-касс Минфин России рассмотрел вопрос о признании расходов на приобретение ККТ и на ее обслуживание. Разъяснения касаются налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Такие налогоплательщики учитывают материальные расходы, расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, а также расходы на обслуживание ККТ (подп. 5, 18, 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). По мнению Минфина России, из этого следует, что затраты на приобретение ККТ, как нового образца, так и старого, а также затраты на оплату услуг по обработке и передаче фискальных данных с ККТ, признаются в составе «налоговых» расходов.

К сожалению, финансовое ведомство не уточнило, к какому именно виду расходов отнести указанные затраты. А ведь в зависимости условий договора с оператором фискальных данных оплата его услуг может рассматриваться еще и как расходы на приобретение права использования программного обеспечения. В такой ситуации расходы признаются на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Однако в любом случае такие расходы при применении УСН можно признать только после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Аудитор Т.М.Прокофьева
Письмо Министерства финансов РФ №03-11-06/2/73772 от 09.12.2016текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-06/2/73772 от 09.12.2016

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

Положениями пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) предусмотрено, что контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов независимо от применяемой системы налогообложения, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом N 54-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом N 290-ФЗ предусмотрен поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа, через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде.

Со дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ до 1 февраля 2017 года положения Федерального закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона N 290-ФЗ) об обязательном заключении договора с оператором фискальных данных и о передаче фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных применяются организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке (пункт 5 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ).

На основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели вправе до 1 февраля 2017 года осуществлять регистрацию ККТ в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 года, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 1 июля 2017 года.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе при определении налоговой базы по налогу учитывать материальные расходы.

Кроме того, согласно подпунктам 18 и 35 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса указанные налогоплательщики вправе при определении налоговой базы по налогу учитывать расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, а также расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники.

Таким образом, расходы по приобретению ККТ, как обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, так и не обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, а также расходы, связанные с оплатой услуг оператора фискальных данных по обработке фискальных данных, могут быть учтены в расходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх