.

Код ОКВЭД: налоговики могут проверить фактический вид деятельности

Письмо Министерства финансов РФ №ЕД-4-15/10392@ от 30.05.2018

ФНС России в письме от 30.05.2018 г. № ЕД-4-15/10392@ разъяснила вопрос о контроле над правильностью указания кода вида экономической деятельности в целях налогообложения.

Основной вид деятельности организация указывает в заявлении о государственной регистрации в качестве юридического лица (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ).

Созданной фирме регистрирующий орган должен присвоить следующие коды:

  • ОКПО – Общероссийский классификатор предприятий и организаций – код компании в Едином государственном реестре предприятий и организаций;
  • ОКОГУ – Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления – код принадлежности органу управления;
  • ОКТМО – Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований;
  • ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
  • ОКФС – Общероссийский классификатор форм собственности – код формы собственности;
  • ОКОПФ – Общероссийский классификатор организационно-правовых форм – код организационно-правовой формы.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 ОК 029—2014 (КДЕС ред. 2) утверждён приказом Росстандарта России от 31.01.2014 г. № 14-ст.

Согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 г. № 677, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

При этом регистрирующий орган не проверяет правильность указания кодов, так как законодательством не установлена такая обязанность.

Однако налоговики отметили, что отдельные нормы НК РФ, которые регламентируют порядок применения специальных налоговых режимов и устанавливают право на применение пониженных ставок налога или иных льгот и преференций по ряду налогов, распространяют свое действие в отношении объектов, связанных с конкретными видами экономической деятельности. Поэтому налоговые органы могут проводить контрольные мероприятия по определению фактического вида деятельности, осуществляемыми хозяйствующими субъектами.

Кроме того, сведения о кодах ОКВЭД также используются налоговыми органами для определения отраслевых рисков в рамках реализации модели риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий налогового контроля.

Таким образом, если при проведении мероприятий налогового контроля инспекторы установят несоответствие между видом деятельности налогоплательщика по заявленному коду и фактическим видом деятельности. Компании могут направить рекомендации внести соответствующие исправления.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ №ЕД-4-15/10392@ от 30.05.2018текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ЕД-4-15/10392@ от 30.05.2018

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

ФНС России, рассмотрев письмо по вопросу механизма контроля за показателем основного вида экономической деятельности в целях исчисления и уплаты налогов, сообщает следующее.

Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (далее - Закон) установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Исходя из положений статьи 5 Закона сведения в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в том числе сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации.

При этом необходимо отметить, что согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Кроме того, обязанность налоговых органов по проверке обоснованности и контролю за правильностью указания вышеуказанных кодов законодательством о налогах и сборах не установлена.

Вместе с тем, необходимо отметить, что отдельные нормы законодательства о налогах и сборах, регламентирующие порядок применения специальных налоговых режимов, а также определяющие право на применение пониженных ставок налогообложения или иных льгот и преференций по ряду налогов, распространяют свое действие в отношении объектов, связанных с конкретными видами экономической деятельности, осуществляемыми хозяйствующими субъектами. В связи с чем, налоговыми органами при осуществлении функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, могут проводится контрольные мероприятия, направленные на определение фактических видов деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами. Сведения о кодах вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов также используются налоговыми органами для определения отраслевых рисков в рамках реализации модели риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий налогового контроля.

При этом, в случае выявления налоговыми органами в рамках вышеуказанных мероприятий сведений о возможном несоответствии кода вида экономической деятельности заявленного налогоплательщиком его фактическому виду деятельности, налогоплательщику могут быть направлены рекомендации внести соответствующие изменения в установленном порядке.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх