.

Когда российская фирма освобождена от обязанностей налогового агента по НДС

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-08/23761 от 04.04.2019

С 01.01.2019 иностранные компании, оказывающие электронные услуги, сами должны платить НДС и состоять на учете в российских налоговых органах. При этом они могут оказывать на территории РФ и другие, не электронные услуги. Но российские покупатели и в этом случае освобождены от обязанностей налогового агента.

Налоговые агенты

Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, сами исчисляют и платят налог.

Эта обязанность может быть возложена и на налогового агента.

Налоговыми агентами при оказании электронных услуг с 01.01.2019 признаются посредники, осуществляющие деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров. Посредниками могут выступать и обособленные подразделения иностранных компаний, расположенные на территории РФ, состоящие на учете в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

А вот пункт 9 статьи 174.2 НК РФ, согласно которому налоговыми агентами по электронным услугам до 01.01.2019 признавались их непосредственные покупатели – российские организации и ИП – с этой даты утратил силу. Больше они налоговыми агентами не признаются.

Что же касается не электронных, а иных услуг, оказание которых облагается НДС на территории РФ, то при их оказании иностранным продавцом, не состоящим на налоговом учете, НДС платит российский покупатель. Он становится налоговым агентом по НДС и должен удержать налог и перечислить его в бюджет (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Иностранная компания – продавец электронных услуг

Иностранные организации, оказывающие на территории РФ услуги в электронной форме по перечню из пункта 1 статьи 174.2 НК РФ, и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежат постановке на учет в налоговых органах.

Зарубежная компания должна:

  • встать на учет в ИФНС (согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ);
  • начислить НДС и уплатить его в бюджет до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • отчитаться по суммам НДС в ИФНС (подать электронную декларацию).

Налоговую базу иностранные компании определяют по стоимости оказываемых услуг, в которой учтен налог, исходя из фактической цены продажи, в последний день квартала, в течение которого получатель услуги оплатил ее.

К величине налоговой базы применяется расчетная процентная ставка, равная 16,67%.

Сведения о таких иностранных организациях размещаются на официальном сайте ФНС.

Какие электронные услуги облагаются НДС

НДС облагают электронные услуги иностранных компаний, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ. Это, в частности:

  • продажа программ для ЭВМ, приложений, игр и баз данных, в том числе обновлений к ним;
  • рекламные услуги в интернете и предоставление рекламных площадок;
  • онлайн-аукционы;
  • платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг;
  • хранение данных;
  • услуги хостинг-провайдеров;
  • регистрация доменов;
  • предоставление прав на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
  • администрирование информационных систем и сайтов в интернете;
  • хранение и обработка информации, при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через интернет;
  • поиск и представление информации о потенциальных покупателях;
  • доступ к поисковым системам в интернете;
  • статистика посещений сайтов и др.

Обязательным условием является оказание услуг по месту деятельности потребителя - на территории РФ.

Если услуга не электронная

В комментируемом письме Минфин разъяснил еще одну ситуацию с иностранными поставщиками электронных услуг. Это случай, когда такая иностранная компания, помимо услуг в электронной форме, оказывает российской организации иные услуги, местом реализации которых на основании статьи 148 НК РФ признается территория РФ. Например, консультационные.

Обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет по этим услугам также возлагается на иностранную организацию. Поэтому у российской организации, приобретающей у иностранной организации указанные услуги, обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента также не возникает.

Это означает, что постановка иностранной компании на учет в российском налоговом органе в связи с оказанием ею услуг в электронной форме освобождает российские организации от исполнения обязанностей налогового агента по НДС, когда они приобретают у такой иностранной компании любые услуги, местом реализации которых признается территория РФ.

Если иностранная компания не встала на учет

Если иностранная организация не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС по электронным услугам несет она сама. Она будет оштрафована по статье 116 НК РФ в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 000 рублей.

Российский же покупатель не является налоговым агентом по НДС независимо от того, встала иностранная фирма на учет или нет. Однако в таком случае он не сможет применить налоговый вычет НДС, поскольку условия для него не будут выполнены.

Напомним, что одним из условий для вычета при приобретении электронных услуг у иностранца является то, что поставщик состоит на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

Если же российская компания решит заплатить налог из своих средств, она эти деньги потеряет. Так как она не является налоговым агентом по электронным услугам, полученным от иностранного поставщика.

Что же касается не электронных услуг, то за неуплату НДС по этим иным услугам отвечать будет российская компания.

Поскольку иностранец, который оказал облагаемые НДС услуги, налог в бюджет не заплатил – так как не состоит на налоговом учете – недоимку будет погашать покупатель (п. 1 ст. 46, п. 5 ст. 108 НК РФ). Ведь он, как налоговый агент, обязан уплатить НДС при приобретении услуг у иностранной компании, не зарегистрированной в России. Основание – пункт 2 статьи 161 НК РФ.

Придется заплатить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы НДС (ст. 123 НК РФ). А также и пени. Их начислят до момента уплаты НДС (п. 1, 7 ст. 75, п. 5 ст. 108 НК РФ, Письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-08/23761 от 04.04.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-07-08/23761 от 04.04.2019

В связи с письмом о применении на добавленную стоимость (далее - НДС) при оказании российской организации иностранной организацией с 1 января 2019 года услуг в электронной форме, а также иных услуг, в том числе консультационных, местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

На основании положений статьи 174.2 Кодекса начиная с 1 января 2019 года при оказании российским организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на эту иностранную организацию. В связи с этим и с учетом пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года российской организацией у иностранной организации услуг в электронной форме обязанности налогового агента у российской организации не возникает.

В случае если иностранная организация оказывает российской организации не только услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, но и иные услуги, в том числе консультационные, местом реализации которых на основании статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, то в части таких услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет также возлагается на иностранную организацию. В связи с этим у российской организации, приобретающей у иностранной организации указанные услуги, обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента также не возникает.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх