.

Льгота по налогу на имущество: энергоэффективность

Письмо Министерства финансов РФ №03-05-05-01/80552 от 05.12.2017

Организации могут не платить налог на имущество в отношении вновь вводимых объектов высокой энергетической эффективности в течение трех лет с момента ввода в эксплуатацию (п. 21 ст. 381 НК РФ). Обязательные условия для применения льготы:

  • объект является вновь введенным;

  • объект имеет высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию или в отношении объекта предусмотрено определение класса энергетической эффективности.

На первый взгляд, приведенная норма Налогового кодекса РФ не содержит каких-либо ограничений в отношении объектов, бывших в эксплуатации и в отношении которых указанная льгота уже применялась прежним владельцем. Специальный порядок исчисления (течения, приостановления) трехлетнего срока Налоговым кодексом РФ также не установлен.

Однако Минфин России считает, что «вновь вводимый объект» — это объект, вновь вводимый в оборот (эксплуатацию), который ранее не эксплуатировался. Следовательно, налоговая льгота предоставляется в отношении объекта, вновь вводимого в оборот, то есть того, которого ранее в обороте не было. А объекты, бывшие в эксплуатации, в том числе полученные в результате реорганизации юридических лиц, от налога на имущество не освобождаются.

Напомним: с 01.01.2018 льгота по энергоэффективным объектам действует только в тех субъектах РФ, где ее установили региональные власти.

Кроме того, по данному основанию могут быть освобождены от налога на имущество организаций только товары и жилые объекты (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2017 № Ф05-13841/2017 по делу № А41-90181/2016).

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Министерства финансов РФ №03-05-05-01/80552 от 05.12.2017текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-05-01/80552 от 05.12.2017

Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Правовым департаментом рассмотрел письмо по вопросу исчисления трехлетнего периода при применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, при приобретении бывших в эксплуатации объектов, а также получении объектов в результате реорганизации юридических лиц и сообщает следующее.

Пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что от обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

В силу указанной нормы налоговая льгота распространяется в отношении отдельных вновь вводимых объектов.

Под термином "вводимый объект" в законодательстве Российской Федерации понимается объект, вводимый в оборот.

Так, например, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в целях применения указанного федерального закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В судебной практике аналогичные термины также понимаются как ввод товара в гражданский оборот (например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.2006 по делу N А21-10623/2005).

Применительно к отдельным объектам Градостроительным кодексом Российской Федерации под термином "вводимый объект" понимается объект, вводимый в эксплуатацию.

Учитывая изложенное, под термином "вводимый объект" в законодательстве Российской Федерации понимается объект, вводимый в оборот (вводимый в эксплуатацию).

Таким образом, вновь вводимый объект - это объект, вновь вводимый в оборот (вводимый в эксплуатацию), которого ранее в обороте не было (который ранее не эксплуатировался).

Данный вывод подтверждается и целями введения в статью 381 НК РФ пункта 21 Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пояснительной записке к указанному федеральному закону он направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации, а конкретно рассматриваемая налоговая льгота введена в целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования.

Кроме того, данный вывод подтверждается соответствующей судебной практикой (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2015 N Ф09-2950/15).

С учетом изложенного налоговая льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ, предоставляется в отношении объекта, вновь вводимого в оборот (вводимого в эксплуатацию), которого ранее в обороте не было (который ранее не эксплуатировался), в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

С учетом изложенного полагаем, что при приобретении бывших в эксплуатации объектов, указанных в пункте 21 статьи 381 НК РФ, а также получении этих объектов в результате реорганизации юридических лиц налоговая льгота по налогу на имущество организаций не применяется.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.В.САШИЧЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх