.

Медиаторы и УСН: возможно ли?

Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/35989 от 20.05.2019

Минфин России в письме от 20.05.2019 № 03-11-11/35989 объяснил, какие налоги должен платить медиатор с получаемых вознаграждений.

Медиатор – это профессиональный посредник, выступающий третьей стороной при разрешении спора и помогающий оппонентам достигнуть соглашения. В отличие от традиционной системы разрешения споров, функции медиатора в медиативной процедуре отличны.

Медиатора стороны выбирают по взаимному согласию. Кроме того, стороны могут просмотреть несколько кандидатур, обратившись в саморегулируемую организацию медиаторов.

Заметим, что участие в саморегулируемой организации является обязательным условием для осуществления профессиональной деятельности медиатора. Профессиональный медиатор должен быть не моложе 25 лет, иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Медиатор не может:

  • состоять на государственной или муниципальной службе;
  • быть представителем какой-либо стороны;
  • оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
  • осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате и не быть родственником одной из сторон;
  • делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

В случае если спор уже рассматривается судом, то процедура медиации может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

Обратите внимание: деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

В комментируемом письме отмечается, что деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ – далее Закон № 193-ФЗ). Также Закон № 193-ФЗ устанавливает требования к осуществлению деятельности медиаторов на профессиональной основе.

При этом частью 3 статьи 15 Закона № 193-ФЗ установлено, что деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью. Поэтому полученное медиатором вознаграждение за процедуру проведения медиации не является доходом от предпринимательской деятельности и не может облагаться налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН.

Значит доходы медиатора, полученные от указанной деятельности, облагаются НДФЛ.

Оплата деятельности медиатора осуществляется сторонами в соответствии с условиями соглашения о проведении медиации. Как правило, расходы участники конфликта несут поровну, но Закон № 193-ФЗ не запрещает согласовать иное.

Обратите внимание: с 1 января 2017 года медиатору предписано встать на учет в налоговой инспекции по месту жительства (месту его пребывания – при отсутствии у него места жительства на территории РФ) путем подачи заявления в любую инспекцию по своему выбору (п. 6 ст. 83 НК РФ).

Процедура медиации

После соблюдения всех предварительных условий стороны и посредник могут начинать процедуру медиации. Хотя порядок ее проведения устанавливается по соглашению сторон, обычно она проводится по правилам той организации, членом которой является медиатор.

При проведении процедуры медиации посредник может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности. При этом он не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в более выгодное положение и без разрешения сторон вносить свои предложения об урегулировании спора.

Максимальный срок медиации – 180 дней, а если медиация начата в период судебного рассмотрения спора – 60 дней. Однако следует иметь в виду, что в соглашении нельзя сразу заложить 180-дневный срок. Закон № 193-ФЗ обязывает стороны и медиатора принять меры для завершения данной процедуры в течение 60 дней. Лишь в исключительных случаях стороны могут продлевать срок медиации. Такими случаями являются сложность спора, необходимость получения дополнительных документов или информации.

Результатом медиации должно стать медиативное соглашение, заключаемое в письменной форме. Медиативное соглашение должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. В нем стороны принимают обязательства совершить какие-либо действия по разрешению своего спора.

Эксперт "НА" Е.П. Соколова
Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/35989 от 20.05.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-11-11/35989 от 20.05.2019

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 22.04.2019 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения при осуществлении на профессиональной основе деятельности по оказанию услуг в связи с проведением процедуры медиации и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Федеральный закон № 193-ФЗ) медиатором признается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 193-ФЗ деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Требования к осуществлению деятельности медиаторов на профессиональной основе установлены частью 1 статьи 16 Федерального закона № 193-ФЗ.

При этом частью 3 статьи 15 Федерального закона № 193-ФЗ установлено, что деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 193-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Поскольку полученное медиатором вознаграждение за осуществление регулируемой Федеральным законом № 193-ФЗ деятельности по проведению процедуры медиации не является доходом от предпринимательской деятельности, оно не может облагаться налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Учитывая изложенное, доходы медиатора, полученные от указанной деятельности, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх