.

«Надзорные каникулы» малому и среднему бизнесу из-за коронавируса

Постановление Правительства РФ № 438 от 03.04.2020

Правительство РФ постановлением от 03.04.2020 г. № 438 закрепило особенности государственного и муниципального контроля (надзора) в 2020 году. Всему виной пандемия коронавируской инфекции.

Надзорные каникулы

До конца 2020 года малый и средний бизнес освободили от плановых проверок.

Установили виды разрешенных внеплановых проверок, а также случаи, когда для их проведения допускается выезд должностных лиц.

Порядок проведения надзорных проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Это проверки санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др.

Комментируемое постановление вступает в действие 14 апреля, и оно затрагивает все виды госконтроля (надзора), предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Также не применяется к таможенным проверкам, проводимым таможенными органами.

На кого распространяется постановление

Особый порядок установлен для:

  • компаний и ИП, отнесенных к МСП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек.

Исключение – политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Какие проверки все-таки ждать

В отношении данных плательщиков в 2020 году могут проводиться только внеплановые проверки, и только если:

  • имеются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы наступления таких последствий, возникновения ЧС природного и техногенного характера (только по согласованию с прокуратурой);

  • необходимо проконтролировать, исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушений, создающих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (только по согласованию с прокуратурой);

  • поручение по проведению проверки дано президентом или правительством с указанием конкретной компании или ИП, а также когда имеется требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям;

  • поступило заявление юрлица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения на право заниматься отдельными видами деятельности или на осуществление других юридически значимых действий;

  • имеется ходатайство лицензиатов о проведении лицензирующими органами внеплановых выездных проверок на предмет того, исполнены ли досрочно предписания таких органов;

  • необходимо проконтролировать факт исполнения ранее выданного предписания, выполнение которого возобновляет ранее приостановленное действие лицензии, аккредитации или иного разрешения.

Обратите внимание: перечисленные виды проверок будут проводить и в отношении компаний и ИП, не отнесенных к МСП. Кроме того, для них продолжится проведение плановых проверок, если деятельность компании или используемые ею производственные объекты относятся к:

  • категории высокого или чрезвычайно высокого риска;

  • первому классу (категории) опасности;

  • первому классу опасности опасных производственных объектов;

  • первому классу гидротехнических сооружений.

Плановые проверки не отменят и у тех организаций, которые подпадают под режим постоянного госконтроля (надзора).

Имейте в виду, что никто не освобожден от проверок со стороны прокуратуры. Чаще всего сотрудники прокуратуры проверяют фирмы и предпринимателей на основании поступивших жалоб работников.

Как будут проверять

Проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением отдельных случаев.

Выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в некоторых случаях. Например, когда выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента, поручением Правительства, требованием прокурора.

Отметим, что решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок фирмы и ИП, должны принять в течение 7 рабочих дней после вступления в силу комментируемого постановления.

Как поясняют чиновники, все эти меры связаны с эпидемиологической ситуацией в стране и направлены в первую очередь на борьбу с инфекцией, сохранение жизни и здоровья граждан и поддержку бизнеса в условиях пандемии.

Эксперт "НА" Е.В. Натырова
Постановление Правительства РФ № 438 от 03.04.2020текст документа

Постановление Правительства РФ
№ 438 от 03.04.2020

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В 2020 ГОДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПУНКТ 7 ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:

а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

2. Установить, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только:

а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления;

б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

3. Установить, что решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановых проверок, не указанных в пункте 2 настоящего постановления, принимаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления.

4. Органам государственного контроля (надзора) в течение 10 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления представить в Министерство экономического развития Российской Федерации перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2020 г., деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

5. Положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.

6. Установить, что проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления.

7. Выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в следующих случаях:

а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящего постановления;

б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящего постановления.

8. Установить, что проверки, которые не были назначены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, назначению не подлежат, за исключением проверок, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего постановления.

9. Установить, что проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления, за исключением проверок, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего постановления.

10. Органам государственного контроля (надзора) при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков, за исключением предписаний, указанных в подпункте "д" пункта 1 настоящего постановления.

11. Положения пунктов 1 - 10 настоящего постановления не применяются к таможенным проверкам, проводимым таможенными органами.

12. Установить, что в 2020 году не назначаются плановые выездные таможенные проверки и внеплановые выездные таможенные проверки, за исключением внеплановых выездных таможенных проверок, назначаемых по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 8 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также внеплановых выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

13. Ранее назначенные выездные таможенные проверки подлежат приостановлению в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за исключением выездных таможенных проверок, назначенных по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 8 пункта 16 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

14. Внести в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3706; 2012, № 2, ст. 301; № 53, ст. 7958; 2015, № 49, ст. 6964; 2016, № 1, ст. 234; № 35, ст. 5326; № 38, ст. 5542; 2019, № 5, ст. 393), изменение, дополнив подпункт "а" абзацами следующего содержания:

"в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручения Правительства Российской Федерации, поручения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поручения высшего должностного лица муниципального образования решения об отмене назначенной плановой проверки;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году;".


Председатель Правительства Российской Федерации М.МИШУСТИН
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх