.

Налог на имущество организаций: порядок сдачи единой отчетности

Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-21/2335 от 12.02.2019

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес изменения в НК РФ. С 01.01.2019 налог на имущество организаций платят только в отношении недвижимости. В связи с этим отчетность по налогу представляется по новой форме и в новом порядке. В общем случае расчеты авансовых платежей, а по итогам года декларацию по налогу на имущество юридические лица – владельцы недвижимости должны представлять по месту нахождения каждого налогооблагаемого объекта. Но есть и нюансы, которые связаны со способом расчета налогооблагаемой базы.

Облагаемая база

Налог на имущество организаций (авансовые платежи по нему) рассчитываются исходя из установленной в отношении того или иного объекта налогообложения налоговой базы. В качестве базы для расчета налога на имущество организаций может быть среднегодовая стоимость основного средства или кадастровая стоимость объекта.

Среднегодовая (средняя) стоимость недвижимости рассчитывается исходя из остаточной стоимости, сформированной согласно установленному порядку ведения бухучета.

Остаточная стоимость ОС на отчетную дату формируется исходя из первоначальной стоимости и начисленной в период его эксплуатации амортизации. Сумма амортизации устанавливается исходя из срока полезного использования ОС.

Напомним, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н) срок полезного использования объекта недвижимости определяют исходя из:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен);
  • естественных условий и влияния агрессивной среды;
  • системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

Нужно быть готовыми к тому, что налоговики могут проверить правильность исчисления налога по среднегодовой стоимости. Если они выявят ошибки бухучета, которые привели к занижению налога, то компании доначислят налог, пени и штраф.

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества при расчете налога применяется их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода (п.1 ст. 378.2 НК РФ).

К таким объектам относятся:

  • административно-деловые и торговые центры;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • недвижимое имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Единая отчетность: когда возможна

В связи с изменениями по налогу на имущество ФНС еще в письмах от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@ и от 19.11.2018 № 03-05-04-01/83286 сделала важное объявление.

Компании могут владеть недвижимостью, расположенной на территории одного субъекта РФ, но поставленной на учет в разных ИФНС. Они могут оформлять единую отчетность по налогу и подавать ее в любую из инспекций, где имущество зарегистрировано.

Для этого необходимо уведомить инспекцию о своем намерении по специальной форме, приведенной в письме ФНС России от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@.

Раньше, в случае сдачи единой декларации, нужно было согласовать этот факт с УФНС. С этого же года остается только уведомление. В нем указывают:

  • сведения, позволяющие определить налогоплательщика;
  • налоговый орган, куда будет представляться единая налоговая отчетность;
  • налоговый (отчетные) период, в течение которого фирма намерена представлять единую отчетность.

В комментируемом письме налоговики подтвердили, что плательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта РФ, могут подавать единую налоговую отчетность в одну из инспекций, в которой они состоят на учете. Но только в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость (п. 1 ст. 375 НК РФ). Упомянули еще одну тонкость.

Недвижимость может находиться даже на территории нескольких субъектов РФ. Например, это могут быть такие объекты, как трубопроводы. База по налогу в отношении этого имущества рассчитывается отдельно по каждому субъекту, пропорционально доле расположенного на его территории имущества.

Ну а дальше – налог начисляется целиком по субъекту без муниципального распределения.

Когда единая отчетность не возможна

Налоговики подчеркнули, что единую отчетность можно подать только при соблюдении двух условий:

  • база по объектам определяется исключительно по среднегодовой стоимости;
  • законом субъекта РФ нормативы отчислений от налога в местные бюджеты не определены.

Если эти условия не соблюдены, то единая отчетность не возможна.

Но кроме этого есть еще условие. Уведомление не должно содержать ошибок. Иначе оно не будет основанием для единой отчетности по налогу на имущество. Об этом ФНС сообщила в письме от 03.12.2018 № БС-4-21/23363.

Из-за каких ошибок уведомление о единой отчетности «не сработает»?

Во-первых, уведомление представлено поздно – после окончания предельного срока для представления налоговой отчетности по налогу за первый квартал 2019 года.

Во-вторых, в уведомлении не заполнены или заполнены с ошибками отдельные реквизиты. Например, налоговый период не совпадает с периодом представления уведомления.

В-третьих, налогоплательщик не состоит на учете в инспекции, которую выбрал для представления единой отчетности по налогу на имущество.

В-четвертых, фирма представила уведомления, тогда как в субъекте РФ она имеет (на праве собственности или праве хозяйственного ведения) исключительно недвижимость, налоговая база в отношении которой исчисляется как кадастровая стоимость.

Отказ в возможности предоставления единой отчетности инспекция должна прислать в письменной форме.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-21/2335 от 12.02.2019текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ БС-4-21/2335 от 12.02.2019

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ГУП от 10.01.2019 о порядке заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, утвержденных приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ "Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения" (далее - приказ N ММВ-7-21/271@), и рекомендует учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций (далее - налог) для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса.

В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 376 Кодекса).

При этом согласно пункту 5 статьи 83 и статье 85 Кодекса постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей объекта недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, в силу указанных норм Кодекса налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества, имеющих фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, исчисляется в целом по субъекту Российской Федерации без определения налоговой базы по муниципальному образованию и налог уплачивается по месту нахождения указанного объекта недвижимости (территория субъекта Российской Федерации), то есть по месту постановки организации на учет в налоговом органе по местонахождению указанного объекта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 386 Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в 2019 году налогоплательщики налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 386 Кодекса, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (далее - налоговая отчетность).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Дополнительно ФНС России рекомендует учитывать следующее.

Согласно рекомендациям по вопросам представления налоговой отчетности по налогу начиная с налогового периода 2019 года, содержащимся в письме ФНС России от 21.11.2018 N БС-4-21/22551@ (согласованы Минфином России, письмо от 19.11.2018 N 03-05-04-01/83286) (далее - Рекомендации), налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта Российской Федерации, могут представлять единую налоговую отчетность (единые налоговые декларации по налогу и единые расчеты по налогу) в отношении всех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, в один из налоговых органов, в котором они состоят на учете на территории указанного субъекта Российской Федерации, по своему выбору.

Применение данного порядка представления налоговой отчетности осуществляется на основании представленного налогоплательщиком в налоговый орган по субъекту Российской Федерации уведомления о порядке представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу (далее - Уведомление), в котором указываются:

сведения, позволяющие определить налогоплательщика;

налоговый орган, куда будет представляться единая налоговая отчетность;

налоговый (отчетные) период, в течение которого применяется вышеуказанный порядок представления налоговой отчетности.

Указанный порядок не применяется в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

Таким образом, возможность представления начиная с налогового периода 2019 года единой налоговой отчетности в отношении всех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, в один из налоговых органов, в котором налогоплательщик состоит на учете на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, с представлением Уведомления определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из соблюдения совокупности указанных в письме ФНС России от 21.11.2018 N БС-4-21/22551@ условий.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не является нормативным правовым актом и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письме.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх