.

Налоги при возмещении ущерба иностранной компании

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-08/17235 от 15.03.2019

Минфин РФ считает, что сумму возмещаемого иностранной организации ущерба можно отнести к ее доходам, не связанным с предпринимательской деятельностью. Этот доход подлежит обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты – налогового агента. НДС данная выплата не облагается.

Плательщики налога на прибыль перечислены в статье 246 Налогового кодекса. К ним относят:

1) российские организации (коммерческие и некоммерческие);

2) иностранные организации, которые имеют в России постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ. В соответствии с НК РФ (п. 2 ст. 11):

  • российские организации – это юридические лица, созданные по законодательству России;
  • иностранные организации – это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные объединения, которые созданы по законодательству иностранных государств.

С сумм доходов иностранных фирм, у которых нет в России постоянных представительств, налог в бюджет перечисляют компании, которые выплачивают доходы. В данном случае эти организации налогоплательщиками не являются. Они выступают в роли налоговых агентов.

С каких доходов иностранной компании агент удерживает налог

Если у иностранной компании нет в России постоянного представительства, то состав доходов, облагаемых для нее налогом на прибыль, содержится в статье 309 НК РФ. Об этом говорится в статье 247 НК РФ.

В пункте 1 статьи 309 НК РФ перечислены виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной компании в РФ, которые относятся к ее доходам от источников в РФ, и налог с которых должен удержать источник выплаты.

Это дивиденды, проценты, арендная плата, доходы от продажи ценных бумаг и недвижимости и тому подобное. Есть также штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств. Сумма возмещения ущерба в этом перечне доходов отдельно не поименована.

Однако в подпункте 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ, как подчеркнули финансисты в комментируемом письме, указаны «иные аналогичные доходы». К ним и отнесли чиновники суммы возмещения ущерба.

Обоснование такое.

Доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).

А на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ суммы возмещения ущерба включаются в состав внереализационных доходов для исчисления налога на прибыль.

Так что суммы ущерба, возмещаемого нарушителями французской компании – правообладателю, следует рассматривать как иные аналогичные доходы иностранной организации, подлежащие налогообложению в РФ. Подобный вывод финансисты уже публиковали (см., например, письмо Минфина РФ от 27.09.2017 № 03-08-05/62628).

В общем случае они облагаются налогом на прибыль у источника выплаты по ставке 20%.

Когда агент налог не платит

В некоторых случаях налоговые агенты не обязаны удерживать налог на прибыль с доходов инофирм.

Эти случаи перечислены в пункте 2 статьи 310 НК РФ.

1. Когда иностранная компания представила уведомление, что она осуществляет деятельность через постоянное представительство, и нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в российской налоговой инспекции.

2. Если доход, выплачиваемый иностранной компании, облагается в России по ставке 0 процентов.

3. Если доход получен при выполнении соглашений о разделе продукции.

4. Если иностранная фирма доказала, что имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у России есть договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, согласно которому этот доход освобожден от налога в России.

В комментируемом письме также отмечено, что при признании сумм возмещенного ущерба доходом, подлежащим налогообложению у источника выплаты, при налогообложении нужно выяснить, имеется ли международный договор об избежании двойного налогообложения, заключенного РФ с иностранным государством.

Как применять соглашение об устранении двойного налогообложения

Согласно международному соглашению, в России некоторые виды доходов нерезидента могут облагаться налогом по пониженным ставкам или не облагаться совсем (при соблюдении условий, прописанных в соглашении).

И если такое соглашение есть, то при налогообложении использовать нужно его нормы и правила, а не те, что установлены НК РФ (ст. 7 НК РФ).

Пример 1. Соглашение между государствами для избежания двойного налогообложения

Например, статьей 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения от 05.12.1998 предусмотрено, что доходы от долговых требований любого вида (проценты) подлежат налогообложению только в государстве, резиденту которого они выплачиваются. Это значит, что если российская компания получает проценты по займу от кипрской организации, то на территории РФ они налогом не облагаются.

Однако льготные условия налогообложения, предусмотренные международными договорами, не применяются автоматически. Право на их использование иностранная компания должна подтвердить (ст. 312 НК РФ). Для этого иностранная компания должна предоставить справку, подтверждающую свое постоянное место пребывания в иностранном государстве. Справка должна быть переведена на русский язык и предоставлена агенту до даты выплаты дохода (абз. 2 п. 1 ст. 312 НК РФ).

Сертификат резидентства должен содержать (см. письмо ФНС РФ от 25.02.2016 № ОА-4-17/3030@):

  • наименование налогоплательщика – иностранной компании;
  • период, за который подтверждается налоговый статус;
  • наименование международного соглашения об избежании двойного налогообложения;
  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа в иностранном государстве.

Документ должен быть заверен компетентным органом иностранного государства (как правило, его наименование указано в соглашении).

Кроме того, иностранная компания, в отношении которой применяются нормы международного соглашения об устранении двойного налогообложения, должна быть лицом, имеющим фактическое право на доходы.

Напомним, понятие «фактическое право на доход» введено Федеральным законом от 24.11. 2014 № 376-ФЗ (законом о деофшоризации). Пользоваться освобождениями от налога или пониженными налоговыми ставками, предусмотренными международным налоговым соглашением, может только та иностранная организация, которая является «фактическим получателем» этого дохода (вправе самостоятельно им распоряжаться, не имеет обязательств по его дальнейшему перечислению иным лицам и пр.) (п. 2 ст. 7 НК РФ). То есть если получатель дохода признается таковым, то налоги определяются по правилам международного соглашения страны, резидентом которой он является.

Вывод о налогах

Итак, если российская организация выплачивает фирме-нерезиденту сумму нанесенного ей ущерба, она должна заплатить с нее налог на прибыль по ставке 20%. Это обычный порядок. Он действует, если между странами не заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Что касается НДС, то здесь все просто. Объектом налогообложения этим налогом признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому при перечислении иностранному лицу денежных средств в порядке возмещения причиненного ущерба объект налогообложения НДС не возникает.

Пример 2. Учет суммы ущерба

Российская фирма выплачивает иностранной компании сумму нанесенного ей ущерба в сумме 1200 долл. США. На учете в российской налоговой инспекции эта компания не состоит и постоянного представительства в России не имеет. Сертификат резидентства она не предоставила.

Предположим, на дату перечисления суммы ущерба курс Банка России составил 60 руб./USD.

Бухгалтер удержал с выплачиваемой суммы налог на прибыль:

1200 USD × 20% × 60 руб./USD = 14 400 руб.

Затем перечислил инофирме сумму ущерба за вычетом налога:

(1200 USD – 240 USD) х 60 руб./USD = 57 600 руб.

Налоговый агент обязан перечислить сумму удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации (п. 2 ст. 287 НК РФ).

Если агент несвоевременно перечислит в бюджет налог за иностранную фирму, его могут оштрафовать по статье 123 НК РФ. Штраф составит 20% от суммы налога, подлежащего перечислению. Также могут взыскать и недоимку, то есть потребовать уплатить налог за счет своих средств (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС РФ от 10.08.2016 № СД-4-3/14590@).

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-08/17235 от 15.03.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-07-08/17235 от 15.03.2019

В связи с письмом о применении налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при перечислении иностранному лицу сумм возмещенного ущерба Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

При этом в подпункте 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса указаны «иные аналогичные доходы».

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

По мнению Департамента, суммы ущерба, возмещаемого нарушителями французской компании - правообладателю, следует рассматривать как иные аналогичные доходы иностранной организации, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 286 Кодекса установлено, что, если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающую указанный доход налогоплательщику.

Также пунктом 1 статьи 310 Кодекса, регулирующей особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом, предусматривается, что налог с доходов в данном случае исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.

Одновременно сообщаем, что при налогообложении перечисленных сумм возмещенного ущерба следует руководствоваться положениями применимого международного договора об избежании двойного налогообложения, заключенного Российской Федерацией с иностранным государством.

Что касается налога на добавленную стоимость, то объектом налогообложения этим налогом признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим при перечислении денежных средств иностранному лицу, являющихся возмещением причиненного этому лицу ущерба, обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость у российской организации не возникает.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Врио директора Департамента Р.А.СААКЯН
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх