.

Налоговый мониторинг по НДС: что рекомендуют налоговики

Письмо Федеральной налоговой службы № ЕА-4-15/2356@ от 13.02.2020

ФНС России в письме от 13.02.2020 № ЕА-4-15/2356@ направила рекомендации по проведению налогового мониторинга в части автоматизированного контроля за правильностью исчисления налога на добавленную стоимость.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга установлен и регламентирован положениями раздела V.2 Налогового кодекса.

Налоговый мониторинг является разновидностью налогового контроля, проводимого с согласия и по заявлению самого налогоплательщика.

Предмет налогового мониторинга – это правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).

Налоговый мониторинг предоставляет организациям возможность еще до подачи декларации разрешить все спорные вопросы правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Кто может участвовать в налоговом мониторинге

Проведение налогового мониторинга разрешено в отношении компаний, которые удовлетворяют следующим критериям:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате составляет не менее 300 миллионов рублей;

  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 миллиардов рублей;

  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Учитываются данные за год, предшествующий году подачи заявления о проведении мониторинга.

Такие организации могут запросить в налоговом органе проведение мониторинга, предоставив инспекторам в режиме реального времени доступ к данным бухгалтерского и налогового учета.

Регламент информационного взаимодействия

В регламенте информационного взаимодействия указывают:

  • порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;

  • информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

  • порядок доступа налогового органа к данным налогоплательщика.

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана необходимая информация, инспекторы не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщат вам об этом. В течение 10 дней вы должны представить необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент (п. 3.1. ст. 105.27 НК РФ).

Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по ТКС или ином порядке.

Обратите внимание: за период налогового мониторинга инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Когда проверка возможна

Налоговики в комментируемом письме ссылаются на пункт 1.1 статьи 88 Налогового кодекса. Им установлены случаи проведения камеральных налоговых проверок деклараций (расчетов), представленных за период, за который проводится налоговый мониторинг:

  • представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

  • представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате;

  • досрочное прекращение налогового мониторинга.

Как проводится налоговый мониторинг

Организации нужно представить в налоговую по месту своего нахождения заявление о проведении налогового мониторинга. Его форма утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 г № ММВ-7-15/323@ (приложение 1). Это заявление нужно подать не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Вместе с заявлением в налоговую инспекцию нужно представить:

  • регламент информационного взаимодействия;

  • информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 %;

  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;

  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Налоговый орган до 1 ноября года, в котором представлено такое заявление, должен принять одно из двух решений:

  • решение о проведении налогового мониторинга;

  • решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Мотивированное мнение ФНС

По итогам налогового мониторинга налоговая инспекция отражает свое мнение по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Составляет так называемое мотивированное мнение.

Мотивированное мнение налоговый орган составляет либо по своей инициативе или же по запросу организации.

Обратите внимание: если налоговики установят факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании) налогов, они обязаны составить мотивированное мнение. Оно должно быть направлено организации в течение пяти дней со дня его составления.

Если организация соглашается с мотивированным мнением инспекторов, об этом нужно уведомить в течение одного месяца со дня его получения.

Если же организация не соглашается с вынесенным мотивированным мнением, то в течение одного месяца со дня его получения фирме нужно представить разногласия. При этом данные разногласия со всеми имеющимися материалами налоговики обязаны в течение трех дней со дня их получения направить в Федеральную налоговую службу.

Эксперт "НА" Е.В. Натырова
Письмо Федеральной налоговой службы № ЕА-4-15/2356@ от 13.02.2020текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ ЕА-4-15/2356@ от 13.02.2020

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В ЧАСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе территориальных налоговых органов настоящие рекомендации, подготовленные в целях обеспечения единообразного подхода к проведению налогового мониторинга в части автоматизированного контроля за правильностью исчисления налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию.

На основании пункта 1 статьи 105.29 Кодекса налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 105.29 Кодекса если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявлены несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней.

Таким образом, если при проведении налогового мониторинга выявлены ошибки, противоречия между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость или несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговым органом при направлении требования о представлении пояснений в соответствии с пунктом 2 статьи 105.29 Кодекса используются формы приложений согласно приложениям № 2.1 - 2.9 к письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@ "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" (далее - Письмо № АС-4-2/12705@).

В целях упрощения процедуры обработки требования о представлении пояснений, направленного налоговым органом в электронной форме через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи, в составе указанного документа дополнительно формируется файл приложений в электронной форме в соответствии с форматом, приведенным в приложении № 2.10 к Письму № АС-4-2/12705@.

Пояснения в ответ на требование о представлении пояснений направляются налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в соответствии с форматом, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@, с применением формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом, утвержденного приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@.

В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 Кодекса.

Вместе с тем пунктом 1.1 статьи 88 Кодекса установлены случаи проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов), представленных за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, в том числе:

1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога;

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации;

4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

Таким образом, в отношении налоговых деклараций (расчетов), поименованных в пункте 1.1 статьи 88 Кодекса, проведение камеральных налоговых проверок осуществляется в соответствии с положениями Письма № АС-4-2/12705@.

Особенности проведения камеральной налоговой проверки в отношении деклараций по налогу на добавленную стоимость, в ходе которой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, изложены в пункте 2.7 Письма № АС-4-2/12705@.


Государственный советник Российской Федерации 2 класса А.В.ЕГОРИЧЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх