.

Налоговый кодекс приоткроет аудиторскую тайну

Федеральный закон Правительства РФ №231-ФЗ от 29.07.2018

Опубликован Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ, согласно которому аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны будут представлять документы и информацию о клиентах по запросам налоговиков.

От аудиторов будут запрашивать информацию, которая у них имеется в отношении налогоплательщика по результатам аудиторской деятельности и прочих связанных с нею услуг. Запрашиваемые сведения должны относиться к исчислению и уплате налогов, сборов и страховых взносов (ст. 93.2 НК РФ).

Как будут запрашивать сведения 

Чтобы получить информацию, инспекция должна прислать аудитору запрос. Основанием для такого запроса является решение руководителя ФНС России или его заместителя.

Но при условии, что налоговики обращались к самому налогоплательщику или налоговому агенту, а он не представил им сведения при осуществлении:

  • выездной налоговой проверки;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Заметим, что камеральные проверки в этот перечень не входят. Но и они могут служить основанием для проведения надзорных мероприятий.

В решении о направлении запроса аудитору должно содержаться, в частности, указание на документ о направлении налогоплательщику требования о предоставлении информации, а также сведения о факте невыполнения этого требования в установленный срок.

Также инспекторы смогут истребовать у аудиторов документы и данные, если в отношении проверяемого лица поступил официальный запрос компетентного фискального органа иностранного государства (территории), с которым у РФ заключен об этом международный договор. В этом случае в решении должны быть указаны реквизиты этого запроса

Аудитор в течение 10 дней с момента получения запроса должен передать налоговикам необходимую информацию и документы. 

Последствия нововведения

Новый закон начнет действовать с 01.01.2019. Его положения применяются в отношении документов, полученных в ходе аудита налогоплательщиков за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2019 года. Информацию за 2018 и предыдущие годы аудиторы смогут налоговикам не представлять.

Аудитор может сообщить своему клиенту о поступившем запросе, но только в случае, если запрос ИФНС не содержит запрет на разглашение такой информации.

За отказ предоставить информацию для аудиторов предусмотрено административное наказание. Размер штрафа в этом случае по КоАП РФ достигает 10 000 рублей.

Можно предположить, что большинству компаний, скорее всего, не стоит беспокоиться, что аудиторы раскроют их секреты проверяющим.

Во-первых, процесс получения информации не так уж прост.

Во-вторых, если компания не подлежит обязательному аудиту, то инспекция может и не узнать, что аудит ее деятельности проводился.

В-третьих, у налоговиков не будет оснований для обращения к аудиторам, если компания сама представит проверяющим все необходимые для проверки документы. 

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Федеральный закон Правительства РФ №231-ФЗ от 29.07.2018текст документа

Федеральный закон Правительства РФ
№231-ФЗ от 29.07.2018

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

17 июля 2018 года

Одобрен

Советом Федерации

24 июля 2018 года

 

Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2873; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31; N 18, ст. 2118; N 22, ст. 2564; 2008, N 26, ст. 3022; N 30, ст. 3616; N 48, ст. 5519; 2009, N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5733; 2010, N 1, ст. 4; N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 45, ст. 5752; N 48, ст. 6247; N 49, ст. 6420; 2011, N 1, ст. 16; N 24, ст. 3357; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4575, 4593; N 47, ст. 6611; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7014; 2012, N 27, ст. 3588; N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2866; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3445; N 30, ст. 4049, 4081; N 40, ст. 5037, 5038; N 44, ст. 5645; 2014, N 14, ст. 1544; N 26, ст. 3404; N 40, ст. 5315; N 45, ст. 6157, 6158; N 48, ст. 6657, 6660, 6663; 2015, N 10, ст. 1393; N 18, ст. 2616; N 24, ст. 3377; 2016, N 7, ст. 920; N 15, ст. 2063; N 18, ст. 2506, 2510; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4173, 4174, 4176, 4177; N 49, ст. 6842, 6844; 2017, N 30, ст. 4443; N 49, ст. 7307, 7312, 7313, 7315) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 82 дополнить абзацем следующего содержания:

"В целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 настоящего Кодекса.";

2) дополнить статьей 93.2 следующего содержания:

"Статья 93.2. Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)

1. Должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации (индивидуального аудитора) вправе истребовать у аудиторской организации (индивидуального аудитора) полученные ею при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 5 части 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", документы (информацию) на основании решения руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, об истребовании документов (информации).

2. У аудиторской организации (индивидуального аудитора) налоговым органом могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в случае, если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в соответствии с настоящим Кодексом и не были представлены в налоговый орган указанным лицом в установленном порядке при проведении в отношении его выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В этом случае указанное в пункте 1 настоящей статьи решение должно содержать следующие сведения:

реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребования документов (информации) у аудиторской организации (индивидуального аудитора), предмет проверки и период, за который она проводится;

дата направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);

сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации) проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), о получении от указанного лица уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или о его отказе от представления запрашиваемых документов (информации);

сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит и (или) оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за периоды, входящие в периоды проверки: наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;

реквизиты или иные сведения, позволяющие идентифицировать аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) запрашиваемые документы (информацию).

Требование о представлении документов (информации) с приложением копии указанного в настоящем пункте решения направляется налоговым органом аудиторской организации (индивидуальному аудитору) после истечения срока представления в установленном порядке документов (информации) налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).

3. У аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) налоговым органом могут быть истребованы документы (информация) также при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В случае поступления такого запроса указанное в пункте 1 настоящей статьи решение должно содержать следующие сведения:

реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);

сведения о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства (территории) запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации;

сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит и (или) оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за периоды, входящие в периоды проверки: наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;

реквизиты или иные сведения, позволяющие идентифицировать аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) запрашиваемые документы (информацию).

Налоговый орган по месту учета аудиторской организации (индивидуального аудитора) направляет указанному лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии соответствующего решения.

4. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе информировать лицо, в отношении которого получен запрос компетентного органа иностранного государства (территории), о получении соответствующего требования налогового органа и о передаче касающейся его информации только в случае, если запрос компетентного органа иностранного государства (территории) не содержит запрета на такое информирование.

5. Истребуемые документы (информация) представляются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) налоговому органу в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 93 настоящего Кодекса.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации В.ПУТИН

Вверх

Простой юридический
вопрос ставит в тупик?
Найти ответ в бераторе!