.

Налоговый контроль цен: сопоставление рынков сбыта

Письмо Министерства финансов РФ №03-12/11/1/58674 от 02.10.2016

Взаимозависимость экономических субъектов, заключивших сделку (договор), может оказать влияние на условия и результаты сделки, а также на экономические результаты деятельности (налоговую базу) сторон сделки (п. 1 ст. 105.1, п. 1 ст. 105.17 НК РФ). В связи с этим ФНС России проверяет соответствие цен сделки между взаимозависимыми лицами рыночному уровню, но только если сделка признается контролируемой (ст. ст. 105.14, 105.17 НК РФ).

Налоговая служба рассчитывает доходы (прибыль, выручку) взаимозависимых лиц, которые могли бы быть получены ими, но не были получены из-за отличия условий контролируемой сделки от условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

Методы контроля цен сделок

При проверке цены контролируемой сделки налоговая службы вправе применять методы, перечисленные в пункте 1 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • метод сопоставимых рыночных цен;

  • метод цены последующей реализации;

  • затратный метод;

  • метод сопоставимой рентабельности;

  • метод распределения прибыли.

В целях применения какого-либо из указанных методов ФНС России должна сопоставить контролируемую сделку с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (п. 1 ст. 105.5 НК РФ). Чтобы найти сопоставимые сделки, налоговая служба учитывает (п. 5 ст. 105.5 НК РФ):

  • количество товаров, объем выполняемых работ (оказываемых услуг);

  • сроки исполнения обязательств по сделке;

  • условия платежей, применяемых в соответствующих сделках;

  • курс иностранной валюты, примененной в сделке, по отношению к рублю или другой валюте и его изменения;

  • иные условий распределения прав и обязанностей между сторонами сделки.

Кроме того, ФНС России анализирует (п. 4 ст. 105.5 НК РФ):

  • характеристики товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;

  • характеристики функций, выполняемых сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики используемых активов, принимаемых рисков,  распределение ответственности между сторонами сделки;

  • условия договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки;

  • характеристики рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки;

  • характеристики экономических условий деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг).

Сопоставимость рынков сбыта

В комментируемом письме Минфин России затронул последний из пунктов - сопоставимости характеристик рынков товаров (работ, услуг).

В целях применения норм Налогового кодекса РФ о взаимозависимости, рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за пределами РФ (абз. 2 п. 8 ст. 105.5 НК РФ).

При определении сопоставимости характеристик рынков товаров (работ, услуг) налоговая служба учитывает:

  • географическое место расположения рынков и их величину;

  • наличие конкуренции на рынках и относительную конкурентоспособность продавцов и покупателей на рынке;

  • наличие на рынке однородных товаров (работ, услуг);

  • предложение и спрос на рынке, а также покупательскую способность потребителей;

  • уровень государственного вмешательства в рыночные процессы;

  • уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры;

  • иные характеристики рынка, влияющие на цену сделки.

По мнению Минфина России, различия в характеристиках рынков, на которых совершаются сопоставляемые и контролируемая сделки, не оказывают существенного влияния на условия сделок либо влияние таких различий возможно устранить путем корректировок.

Эксперт по налогообложению Н.Э.Адамушкин
Письмо Министерства финансов РФ №03-12/11/1/58674 от 02.10.2016текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-12/11/1/58674 от 02.10.2016

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 105.5 Кодекса анализируемая и сопоставляемая сделки признаются сопоставимыми, если:

- совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях;

- различия между коммерческими и (или) финансовыми условиями указанных сделок не оказывают существенного влияния на их результаты или если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.

Перечень характеристик, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, а также могут применяться при осуществлении корректировок коммерческих и (или) финансовых условий сделок, определен пунктом 4 статьи 105.5 Кодекса. В частности, среди них - экономические условия деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).

Одновременно обращаем внимание, что различия в характеристиках рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются сопоставляемые и анализируемая сделки, согласно пункту 8 статьи 105.5 Кодекса, не должны оказывать существенного влияния на коммерческие и (или) финансовые условия совершаемых на них сделок либо влияние указанных различий возможно устранить путем осуществления соответствующих корректировок.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх