.

Налоговый резидент России и Бельгии: кому платить НДФЛ

Письмо Министерства финансов РФ №03-08-05/70666 от 02.10.2018

Налогообложение доходов физических лиц не зависит от гражданства этих лиц, а зависит от их налогового статуса и от вида полученного ими дохода.

Налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Человек является налоговым резидентом, если он пребывает в России больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Число дней пребывания определяется суммированием (прямым подсчетом) всех календарных дней, в которых он находился в РФ в течение этого периода.

Итак, налоговыми резидентами Российской Федерации в календарном году признаются лица, которые в течение этого года находятся в России не менее 183 дней.

Налоговый резидент России или Бельгии: как определить статус?

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 16.06.1995 г. (далее - Конвенция) термин "лицо с постоянным местопребыванием (местожительством) в одном Договаривающемся государстве" означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит в нем налогообложению на основе своего места жительства, места пребывания, места управления (зарегистрированной конторы) или любого иного аналогичного критерия.

В пункте 2 статьи 4 Конвенции установлено, что, если физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся государствах, его налоговый статус определяется следующим образом:

  • если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
  • если Государство, в котором это лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, где оно обычно пребывает;
  • если оно обычно пребывает в обоих Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, гражданином которого оно является;
  • если каждое Государство рассматривает это лицо в качестве своего гражданина или если оно не является гражданином ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

Таким образом, в случае признания физического лица налоговым резидентом как в России, так и в Бельгии исходя из их национального законодательства для определения, резидентом какого из двух государств будет считаться такое физическое лицо, необходимо учитывать данные критерии.

Уплата НДФЛ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) удерживают из выплат и вознаграждений физических лиц – налоговых резидентов РФ и физических лиц – нерезидентов РФ, получающих доходы от российских источников (п. 1 ст. 207 НК РФ).

К доходам от российских источников относится вознаграждение за выполнение трудовых (или иных) обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу на территории Российской Федерации.

Если физическое лицо - получатель доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации признается налоговым резидентом Российской Федерации, то он должен самостоятельно по завершении налогового периода исчислить и уплатить НДФЛ, а также представить декларацию по форме 3-НДФЛ.

Также напомним, налоговый резидент Российской Федерации вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по НДФЛ, предусмотренным статьей 220 НК РФ, в случае наличия у него в указанном налоговом периоде доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере 13 процентов.

Чиновники отметили, при налогообложении доходов физического лица от работы по найму следует учитывать, что заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве (п. 1 ст. 15 Конвенции). Если работа по найму осуществляется таким образом, получаемое в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.

При этом согласно пункту 2 статьи 15 Конвенции, несмотря на положения пункта 1 данной статьи Конвенции, вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве, облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если:

  • получатель находится в этом другом государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;
  • вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом другого государства;
  • вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в другом государстве.

Обратите внимание: если международным соглашением об избежание двойного налогообложения, заключенным между РФ и иностранным государством, установлены иные правила налогообложения полученного дохода, то применяются правила международных соглашений (ст. 7 НК РФ).

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ №03-08-05/70666 от 02.10.2018текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-08-05/70666 от 02.10.2018

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 01.08.2018 по вопросу определения статуса налогового резидента и обложения налогом на доходы физических лиц доходов физического лица, выезжающего за пределы Российской Федерации для выполнения работ по трудовому договору, и сообщает следующее.

Относительно определения статуса налогового резидента физического лица

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, с учетом положений статьи 207 Кодекса налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации либо за ее пределами. Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 статьи 207 Кодекса) в Кодексе не содержится.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 16.06.1995 (далее - Конвенция) термин "лицо с постоянным местопребыванием (местожительством) в одном Договаривающемся государстве" означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит в нем налогообложению на основе своего места жительства, места пребывания, места управления (зарегистрированной конторы) или любого иного аналогичного критерия.

В пункте 2 статьи 4 Конвенции установлено, что, если в соответствии с положениями пункта 1 указанной статьи физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся государствах, его налоговый статус определяется исходя из установленных в данном пункте критериев.

Таким образом, в случае признания физического лица налоговым резидентом как в России, так и в Бельгии исходя из их национального законодательства для определения, резидентом какого из двух государств будет считаться такое физическое лицо, необходимо учитывать критерии, перечисленные в пункте 2 статьи 4 Конвенции.

Касательно вопроса обложения налогом на доходы физических лиц доходов физического лица, выезжающего за пределы Российской Федерации для выполнения работ по трудовому договору

Согласно пункту 2 статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками - налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В случае если физическое лицо - получатель доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

При этом если такое лицо не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, то его доходы от источников за пределами Российской Федерации в виде вознаграждения по указанному трудовому договору, с учетом пункта 2 статьи 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 210 Кодекса установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Таким образом, если по итогам налогового периода налогоплательщик будет признан налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 207 Кодекса, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по налогу на доходы физических лиц, предусмотренным статьей 220 Кодекса, в случае наличия у него в указанном налоговом периоде доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере 13 процентов, установленной пунктом 1 статьи 224 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что при налогообложении доходов физического лица от работы по найму следует учитывать положения статьи 15 Конвенции, пунктом 1 которой установлено, что заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, получаемое в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.

При этом согласно пункту 2 статьи 15 Конвенции, несмотря на положения пункта 1 данной статьи Конвенции, вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве, облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если:

а) получатель находится в этом другом государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом другого государства;

в) вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в другом государстве.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх