.

Нарушение сроков проверки не избавит от санкций

Определение Конституционного Суда РФ №790-О от 20.04.2017

Конституционный Суд РФ вынес определение по вопросу о правомерности взыскания налоговой недоимки в случае задержки с вынесением решения по итогам налоговой проверки.

Случаи отмены решения инспекции

По общему правилу нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 14 ст. 101 НК РФ). К таким существенным условиям относятся:

  • обеспечение возможности проверяемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя;

  • обеспечение возможности проверяемого лица представить свои объяснения.

Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть основаниями для отмены решения налоговой инспекции, если только они привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) инспекции неправомерного решения.

Суть спора

Организация сочла незаконным не вынесение налоговой инспекцией в установленный законом срок решения по итогам проведения налоговой проверки. По мнению организации,  не соответствует Конституции РФ тот факт, что норма пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ не предполагает безусловную отмену решения инспекции, вынесенного с задержкой.

Позиция суда

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению.

Было отмечено: система мер налогового контроля, в частности, предполагает вынесение уполномоченным органом по итогам проведенных мероприятий налогового контроля решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это является элементом правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов.

Оспариваемая норма определяет, в том числе, сроки рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения. Однако нарушение налоговой инспекцией этих сроков не препятствует ей в принятии итогового решения и само по себе не является основанием для отмены итогового решения.

Нарушение сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на взыскание налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. А это, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.

Поскольку нарушение срока для принятия решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки не повлияло на объем налоговых обязательств организации, ее имущественные права нарушены не были.

Эксперт "НА" В.Ю.Кирпичников
Определение Конституционного Суда РФ №790-О от 20.04.2017текст документа

Определение Конституционного Суда РФ
№790-О от 20.04.2017

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "МЕЛЬИНВЕСТ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 14 СТАТЬИ 101 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы АО "Мельинвест" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, 

установил: 

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации АО "Мельинвест" оспаривает конституционность пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; к таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения; основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Как следует из представленных материалов, решением Арбитражного суда Нижегородской области, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, заявителю было отказано в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невынесении в установленные законом сроки решения по итогам проведения налоговой проверки. При этом суды пришли к выводу об отсутствии нарушения прав заявителя, поскольку соответствующее нарушение не повлияло на объем налоговых обязательств общества и не нарушило его имущественных прав. Впоследствии решением Арбитражного суда Нижегородской области требования налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа были частично удовлетворены. Вместе с тем суд также пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены указанного решения налогового органа в связи с нарушением срока его вынесения, поскольку это не привело к какому-либо нарушению имущественных прав налогоплательщика.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 1, 2 и 15 Конституции Российской Федерации, поскольку оно не предполагает безусловную отмену решения налогового органа, вынесенного с нарушением установленных законом сроков проведения налоговой проверки, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, принятия решения по результатам налоговой проверки.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, которая, в частности, предполагает вынесение уполномоченным органом по итогам проведенных мероприятий налогового контроля решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 101 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом указанной нормой определяются в том числе сроки рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения. Данные сроки призваны ограничить право налогового органа на продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки и тем самым направлены на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность.

В свою очередь, нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.

С учетом изложенного, при обеспечении общего срока, ограничивающего временные рамки вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика, оспариваемое заявителем законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации 

определил: 

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Мельинвест", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.ЗОРЬКИН
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх