.

НДС по лому в 2018 году: подробности

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-11/3567 от 24.01.2018

С 01.01.2018 отменено освобождение от налогообложения НДС лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

НДС у покупателей

По новым правилам налоговую базу по таким операциям определяют налоговые агенты, то есть организации и предприниматели, приобретающие это имущество у налогоплательщиков НДС - независимо от того, являются ли покупатели налогоплательщиками НДС. Покупатели рассчитывают НДС совокупно в отношении всех товаров, приобретенных у продавцов за истекший квартал, платят налог в бюджет по расчетной ставке и сдают декларации по НДС в электронной форме по ТКС (п. 8 ст. 161, п. 4 ст. 164, п. 15 ст. 167, п. п. 1, 2 ст. 169, п. 5 ст. 174 НК РФ). Итоговую сумму НДС к уплате в бюджет покупатель отражает по строке 060 раздела 2 декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Выставление счетов-фактур покупателями лома и отходов черных и цветных металлов не предусмотрено (п. 1 письма ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Одновременно с исчислением налога покупатели – налогоплательщики НДС вправе заявить соответствующий вычет, если приобретенный лом и отходы черных и цветных металлов приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС. В этом случае деньги в бюджет не перечисляются (п. п. 3, 12 ст. 171, п. 4.1 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 24.01.2018 № 03-07-11/3567).

НДС у продавцов

«Входной» и «ввозной» НДС по товарам, используемым для реализации лома и отходов черных и цветных металлов, можно принять к вычету (письмо Минфина России от 24.01.2018 № 03-07-11/3558).

Продавцы лома и отходов черных и цветных металлов – налогоплательщики НДС не платят налог, если продают это имущество организации или предпринимателю (не обязательно налогоплательщику НДС). В счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, выставляемых продавцами, делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом". Соответственно, продавцы не отражают такую реализацию в разделе 3 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Если же покупателями выступают физические лица, а также в случаях, указанных в абзацах 7 и 8 пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса РФ, платить налог обязаны продавцы лома и отходов черных и цветных металлов – налогоплательщики НДС (п. 3.1 ст. 166, п. 1 ст. 168 НК РФ).

Если продавец лома и отходов черных и цветных металлов не является налогоплательщиком НДС (например, это физическое лицо) или освобожден от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ, то:

  • продавец не начисляет НДС, а в договоре и первичном документе делает соответствующую запись или проставляет отметку "Без налога (НДС)";

  • покупатель (организация или предприниматель) не исполняет обязанности налогового агента по НДС (письма Минфина России от 18.01.2018 № 03-07-11/2283, от 18.01.2018 № 03-07-11/2281, от 17.01.2018 № 03-07-11/1954, от 17.01.2018 № 03-07-14/1936, от 29.12.2017 N 03-07-11/88235).

Эксперт "НА" И.С.Сергеева
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-11/3567 от 24.01.2018текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/3567 от 24.01.2018

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при приобретении лома и отходов черных и цветных металлов Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

С 1 января 2018 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), отменяющие освобождение от налога на добавленную стоимость операций, связанных с реализацией лома и отходов черных и цветных металлов, а также предусматривающие возложение обязанностей налоговых агентов по уплате налога на добавленную стоимость на покупателей отдельных видов товаров.

Так, пунктом 8 статьи 161 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами при реализации лома и отходов черных и цветных металлов налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

В случае реализации лома и отходов черных и цветных металлов налогоплательщиками-продавцами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, а также лицами, не являющимися налогоплательщиками, обязанности налогового агента у покупателей таких товаров не возникает. При этом продавцы указанных товаров в договоре и первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)" и, соответственно, налог на добавленную стоимость не исчисляют.

Таким образом, покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются налоговыми агентами в соответствии с пунктом 8 статьи 161 Кодекса только в случае покупки лома и отходов черных и цветных металлов у лиц, являющихся налогоплательщиками.

Что касается вычетов сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым лому и отходам черных и цветных металлов у организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисляющих налог на добавленную стоимость в качестве налоговых агентов, то право на такие вычеты имеется у налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, использующих указанные товары в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что в целях практического применения вышеуказанных положений Кодекса рекомендуем руководствоваться инструктивным письмом ФНС России от 16 января 2018 г. N СД-4-3/480@ "О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации", размещенным на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/about_nalog/7197546/.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх