.

Нормы труда, которые должны устанавливать работодатели

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-1/ООГ-1201 от 20.02.2019

Минтруд России в письме от 20.02.2019 № 14-1/ООГ-1201 объяснил, как устанавливаются системы нормирования труда в компаниях и в учреждениях.

Установление нормы труда

Нормирование труда – это механизм анализа трудовых затрат, которые должны быть выполнены в рамках определенных производственных процессов.

Нормы труда включают в себя:

  • нормы времени;
  • нормы выработки;
  • нормы обслуживания.

Норма выработки – это количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено одним или несколькими работниками за определенное время.

Норма времени – это необходимые затраты времени одного работника или бригады на выполнение работы.

Норма времени обслуживания – это затраты времени на обслуживание одного объекта (станка, клиента, посетителя и т.д.)

Норма численности работников – это численность работников, которая необходима для выполнения определенного объема работы.

В комментируемом письме ведомство еще раз напоминает, что статья 159 Трудового кодекса РФ гарантирует сотрудникам применение систем нормирования труда. Эти нормы должны определять работодатели с учетом мнения представительного органа работников. Также нормы труда могут быть установлены коллективным договором. Соответственно, системы нормирования труда устанавливаются на уровне учреждений и организаций.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, который устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ст. 161 ТК РФ).

Для оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям Минтруд России разработал методические рекомендации по разработке систем нормирования труда (Приказ Минтруда России от 30.09.2013 № 504). И хотя эти рекомендации используют государственные и муниципальные учреждения, также их могут применять и коммерческие организации.

Минтруд России обращает внимание на то, что все данные нормы носят рекомендательный характер и могут являться основой для разработки систем нормирования труда, утверждаемых в организациях.

Организация рабочего времени

Рабочее время – это время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора (ст. 91 ТК РФ).

К рабочему времени приравнены (не являясь при этом рабочим временем):

  • перерывы для кормления ребенка (ст. 258, 264 ТК РФ);
  • время простоя (ст. 157 ТК РФ);
  • перерыв для приема пищи в месте выполнения работы (ст. 108 ТК РФ);
  • специальные перерывы в течение рабочего времени, перерывы на обед (ст. 109 ТК РФ);
  • период командировки;
  • междусменный отдых во время вахты и др.

Большинство компаний устанавливает пятидневную рабочую неделю (с двумя выходными днями). Вместе с тем Трудовой кодекс РФ предоставляет возможность установить в организации шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем и рабочую неделю с предоставлением выходных дней по скользящему графику (ст. 100 ТК РФ).

Во всех случаях продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Некоторым работникам должно быть установлено:

  • сокращенное рабочее время;
  • неполное рабочее время.

Работникам, которым установлено сокращенное рабочее время, труд оплачивают исходя из нормальной продолжительности рабочего времени. Поэтому работа по сокращенному рабочему времени на размер оплаты труда не влияет.

Работникам, которым установлено неполное рабочее время, труд оплачивают исходя из фактически отработанного времени.

С 1 января 2018 года вступили в силу поправки в трудовое законодательство о предоставлении обеденного перерыва.

Раньше работодатель обязан был предоставить перерыв хотя бы на полчаса, независимо от продолжительности рабочего дня. А сейчас в случае неполного рабочего дня (менее четырех часов) обеденный перерыв работодатель может не предоставлять (ст. 108 ТК РФ).

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (абз. 1 ст. 108 ТК РФ). Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.

Эксперт "НА" Е.П. Соколова
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-1/ООГ-1201 от 20.02.2019текст документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
№ 14-1/ООГ-1201 от 20.02.2019

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 15 февраля 2019 г. вх. N ОГ-7062, и по компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работникам гарантируются применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Таким образом, системы нормирования труда устанавливаются на уровне учреждения.

В целях оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 504 утверждены Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях (далее - Методические рекомендации). Хотя Методические рекомендации разработаны для государственных и муниципальных учреждений они могут также применяться и иными организациями.

Согласно статье 161 ТК РФ для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Правилам разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 "О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда" типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики. Типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти в соответствующей сфере ведения.

Постановлением Минтруда России от 14 ноября 1991 г. N 69 "Межотраслевые укрупненные нормативы времени на разработку конструкторской документации" утверждены нормативы времени на разработку конструкторской документации по видам работ: разработку карты технического уровня и качества продукции; конструкторской документации и по стадиям: техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая конструкторская документация, а также на разработку конструкторской документации, рекомендуемой для выполнения на стадиях проектирования.

Указанные нормы носят рекомендательный характер и могут являться основой для разработки и утверждения систем нормирования труда, устанавливаемых в организации.


Заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства С.Ю. Горбарец
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх