.

Новый порядок внутреннего контроля и внутреннего аудита у организатора торговли

Указание Центрального банка РФ №4792-У от 07.05.2018

Отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее – Закон № 325-ФЗ). Он устанавливает требования к их организаторам и участникам.

Организованные торги – это торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам. Они предусматривают порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (подп. 7 п. 1 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Требования к организатору торговли

Организатор торговли – это юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (подп. 6 п. 1 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Организатором торговли может только хозяйственное общество, созданное согласно российскому законодательству (независимо от форм собственности).

Требования к нему установлены статьей 5 Закона № 325-ФЗ.

Организатор торговли обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (п. 9 ст. 5 Закона № 325-ФЗ).

Годовой отчет организатора торговли должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность (п. 10 ст. 5 Закона № 325-ФЗ).

Вся отчетность организатора торговли подлежит обязательному аудиту (п. 11 ст. 5 Закона № 325-ФЗ).

Минимальный размер собственных средств организатора торговли на основании лицензии биржи - 100 млн. рублей, а по лицензии торговой системы - 50 млн. рублей.

Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений (п. 5 ст. 5 Закона № 325-ФЗ). 

Функции организатора торговли

Организатор торговли обязан осуществлять контроль (п. 7 Закона № 325-ФЗ):

  • за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;
  • за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;
  • за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;
  • за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

При осуществлении контроля организатор торговли вправе проводить проверки, требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых, объяснений, информации в письменной или устной форме (ст. 8 Закона № 325-ФЗ).

Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, должен принимать меры к предотвращению конфликта интересов.

Внутренний контроль и внутренний аудит

В соответствии со статьей 14 Закона № 325-ФЗ организатор торговли обязан организовать и осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит. Порядок устанавливается внутренними документами организатора торговли в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России (п. 4 ст. 14 Закона № 325-ФЗ). Все требования к организатору торговли, а также и возложенные на него функции должны быть при этом учтены.

Банк России 20.09.2018 опубликовал новый документ - Указание от 07.05.2018 № 4792-У «О требованиях к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита» (далее – Указание). В нем каждому из этих двух направлений посвящены отдельные главы.

Напомним, под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур в целях:

  • упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);
  • выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании)и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Систему внутреннего контроля необходимо утвердить. У организатора торговли, согласно Указаниям, это может быть назначенный контролер или отдельное структурное подразделение (служба внутреннего контроля). Контролер или руководитель службы внутреннего контроля назначаются на должность и освобождаются от должности единоличным исполнительным органом организатора торговли и подотчетен ему.

В аналогичном порядке у организатора торговли формируется система внутреннего аудита. Только внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета) и подотчетен ему.

Вспомним главные задачи внутреннего аудита:

  • проверка систем внутреннего контроля для определения уровня эффективности работы подразделений;
  • разработка целостной системы управления рисками, анализ ее работы, а также создание мероприятий для их снижения;
  • контроль за соблюдением принципов корпоративного управления.

В рамках внутреннего аудита происходит оценка рисков, способы их уменьшения, и осуществляются независимые консультации аудиторов.

В соответствии с Указаниями, совмещение функций контролера и аудитора у организатора торговли не предусматривается.

При этом внутренний контроль и внутренний аудит должны обеспечивать:

  • достоверность, полноту, объективность и своевременность составления и представления бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;
  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности, информационной безопасности организатора торговли, в том числе защищенность его интересов (целей) в информационной сфере.

Организационная структура по обоим «контрольным» направлениям должна соответствовать уставу, объему и характеру осуществляемых операций, уровню и сочетанию рисков, присущих деятельности организатора торговли.

Указание вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования на официальном сайте Банка России. Значит, начало его действия - 20.03.2019.

Соответственно Приказ ФСФР России от 25.06.2013 N 13-53/пз-н, регулирующий аналогичные правоотношения, больше применяться не будет.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Указание Центрального банка РФ №4792-У от 07.05.2018текст документа

Указание Центрального банка РФ
№4792-У от 07.05.2018

О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРОМ ТОРГОВЛИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

На основании части 4 статьи 14, пункта 13 части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6726; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; 2015, N 27, ст. 4001; N 29, ст. 4357; 2016, N 1, ст. 47, ст. 48; N 27, ст. 4225; 2017, N 30, ст. 4456) (далее - Федеральный закон "Об организованных торгах") настоящее Указание устанавливает требования к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Глава 1. Общие положения

1.1. В рамках осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита организатор торговли с соблюдением требований настоящего Указания должен сформировать организационную структуру, которая соответствует объему и характеру осуществляемых операций, уровню и сочетанию присущих деятельности организатора торговли рисков, в том числе определить совокупность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц, включая контролера (службу внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службу внутреннего аудита), обеспечивающих контроль за соответствием деятельности, осуществляемой организатором торговли на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов, правилам организованных торгов, а также учредительным и внутренним документам организатора торговли, эффективностью и результативностью финансово-хозяйственной деятельности, эффективностью управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, эффективностью управления рисками организатора торговли, а также совокупность направлений и способов осуществления контроля.

1.2. Осуществление организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита должно быть направлено на:

обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления организатором торговли бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;

обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

обеспечение информационной безопасности организатора торговли, в том числе защищенности интересов (целей) организатора торговли в информационной сфере;

соблюдение организатором торговли законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов организатора торговли;

исключение вовлечения организатора торговли и работников организатора торговли в осуществление противоправной и недобросовестной деятельности, в том числе в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и в финансирование терроризма;

исключение неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

исключение конфликта интересов, в том числе выявление и контроль конфликта интересов, а также предотвращение последствий конфликта интересов.

1.3. Организатор торговли в рамках осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита обеспечивает предусмотренные пунктом 1.1 настоящего Указания органы управления, структурные подразделения и должностных лиц:

ресурсами (материальными, техническими, кадровыми), необходимыми для достижения поставленных перед ними задач;

доступом к информации, необходимой для осуществления ими своих функций.

1.4. Организатор торговли должен обеспечить независимость контролера (работников службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (работников службы внутреннего аудита) от иных работников организатора торговли, деятельность которых непосредственно связана с возникновением рисков организатора торговли, в том числе посредством установления системы оплаты труда и структуры вознаграждения.

1.5. В случае если организатор торговли входит в банковскую группу (банковский холдинг) и (или) находится под контролем либо значительным влиянием некредитной финансовой организации, передача отдельных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита, допускается только организации, являющейся кредитной и (или) некредитной финансовой организацией, входящей в указанную группу (холдинг) или осуществляющей контроль либо оказывающей значительное влияние в отношении организатора торговли, при условии обеспечения отсутствия конфликта интересов.

1.6. В случае передачи отдельных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита, третьим лицам в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Указания организатор торговли должен обеспечить осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответствии с требованиями настоящего Указания.

1.7. Организатор торговли должен осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит на постоянной основе.

Совмещение функций контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) не допускается.

1.8. Организатор торговли должен хранить документы, подтверждающие соответствие организатора торговли требованиям настоящего Указания, не менее пяти лет с даты создания указанных документов.

Глава 2. Требования к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля

2.1. В рамках осуществления внутреннего контроля организатор торговли должен:

осуществлять выявление, анализ, оценку, мониторинг риска возникновения у организатора торговли расходов (убытков) и (или) иных неблагоприятных последствий в результате несоответствия деятельности, осуществляемой им на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов, правилам организованных торгов, учредительным и внутренним документам организатора торговли, а также в результате применения мер со стороны Банка России (далее - регуляторный риск деятельности по организации торгов), а также управление таким риском;

назначить контролера или сформировать службу внутреннего контроля;

разработать документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего контроля (далее - положение о внутреннем контроле), порядок и периодичность пересмотра (не реже одного раза в год) положения о внутреннем контроле на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, в том числе требованиям пункта 2.8 настоящего Указания.

2.2. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности единоличным исполнительным органом организатора торговли и подотчетен единоличному исполнительному органу организатора торговли в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "Об организованных торгах".

2.3. Организатор торговли в случае временного отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) должен назначить лицо, исполняющее обязанности контролера (руководителя службы внутреннего контроля), а также создать условия, исключающие возникновение у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций контролера (руководителя службы внутреннего контроля).

В случае отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) более двух месяцев подряд, за исключением отсутствия в течение указанного времени по причине временной нетрудоспособности, организатор торговли должен назначить нового контролера (руководителя службы внутреннего контроля), действующего на постоянной основе.

2.4. Контролер (служба внутреннего контроля) в рамках организации внутреннего контроля организатором торговли осуществляет следующие функции:

2.4.1. Организация процессов, направленных на выявление, анализ, оценку, мониторинг и управление регуляторным риском деятельности по организации торгов, в том числе разработка и контроль выполнения мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение последствий реализации регуляторного риска деятельности по организации торгов.

В рамках управления регуляторным риском деятельности по организации торгов контролер (служба внутреннего контроля) должен (должна) осуществлять мониторинг деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли в целях управления указанным риском и определения источников возникновения регуляторного риска, в том числе на предмет соблюдения сроков представления отчетности в Банк России, порядка и сроков раскрытия информации, требований к размеру, порядку и срокам расчета собственных средств организатора торговли, а также контролировать исполнение предписаний (требований) Банка России.

2.4.2. Ведение учета событий, связанных с регуляторным риском деятельности по организации торгов.

2.4.3. Определение вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском организатора торговли, и количественная оценка возможных последствий возникновения событий, связанных с регуляторным риском организатора торговли.

2.4.4. Информирование единоличного исполнительного органа организатора торговли о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов, приведших (способных привести) к последствиям, признанным организатором торговли существенными, в том числе к возникновению у организатора торговли и (или) его клиентов (контрагентов) расходов (убытков), признанных организатором торговли существенными (далее - существенные события регуляторного риска деятельности по организации торгов), в течение рабочего дня с момента обнаружения вероятности наступления и (или) наступления указанных событий.

2.4.5. Анализ соблюдения организатором торговли прав клиентов в рамках осуществления деятельности по организации торгов.

2.4.6. Участие в рассмотрении обращений (в том числе жалоб), запросов и заявлений, связанных с деятельностью по организации торгов, в части выявления регуляторного риска деятельности по организации торгов, а также анализ статистики указанных обращений, запросов и заявлений (при наличии).

2.4.7. Участие в мероприятиях, направленных на предотвращение конфликта интересов в деятельности организатора торговли.

2.4.8. Участие в разработке внутренних документов организатора торговли, направленных на соблюдение работниками организатора торговли норм профессиональной этики и поддержание деловой репутации, противодействие коммерческому подкупу и коррупции, а также мошенничеству в сфере деятельности по организации торгов.

2.4.9. Анализ проектов внутренних документов, связанных с осуществлением деятельности по организации торгов, положения о внутреннем контроле в целях выявления регуляторного риска деятельности по организации торгов.

2.4.10. Разработка и представление на рассмотрение единоличному исполнительному органу организатора торговли следующих документов:

плана деятельности контролера (службы внутреннего контроля), а также изменений в план деятельности контролера (службы внутреннего контроля);

отчета о выявленных существенных событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов, содержащего рекомендации о мерах, необходимых для недопущения и (или) предотвращения таких событий, - не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления указанных событий;

отчета о деятельности контролера (службы внутреннего контроля), содержащего рекомендации по управлению регуляторным риском деятельности по организации торгов, информацию о принятых мерах, направленных на снижение или отказ от регуляторного риска деятельности по организации торгов, и о результатах мониторинга деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли, осуществляемого в рамках управления регуляторным риском деятельности по организации торгов.

2.4.11. Участие в рамках своей компетенции во взаимодействии организатора торговли с Банком России.

2.4.12. Информирование единоличного исполнительного органа обо всех случаях, препятствующих осуществлению функций контролера (службы внутреннего контроля).

2.4.13. Иные функции, определенные положением о внутреннем контроле и осуществляемые организатором торговли в рамках внутреннего контроля.

2.5. По решению организатора торговли контролер (руководитель службы внутреннего контроля) входит в состав создаваемых организатором торговли комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями организатора торговли, при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.7 настоящего Указания. В этом случае контролеру (руководителю службы внутреннего контроля) запрещено возглавлять комитет или комиссию, за исключением случаев, когда в компетенцию комитета или комиссии входят исключительно вопросы, связанные с осуществлением внутреннего контроля.

2.6. По решению организатора торговли на контролера (службу внутреннего контроля) организатора торговли при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.7 настоящего Указания, могут быть возложены функции:

должностного лица (структурного подразделения), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2012, N 31, ст. 4334; 2013, N 30, ст. 4082, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4219; 2016, N 27, ст. 4225) (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных актов, при соблюдении требования к подотчетности должностного лица (структурного подразделения) организатора торговли, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ;

контролера (службы внутреннего контроля) клиринговой организации или профессионального участника рынка ценных бумаг (при совмещении деятельности по организации торгов с клиринговой деятельностью или профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг при соблюдении требований, установленных статьями 5 и 9 Федерального закона "Об организованных торгах").

2.7. Передача контролеру (службе внутреннего контроля) функций, исполнение которых может привести к конфликту интересов, не допускается.

2.8. Организатор торговли должен осуществлять внутренний контроль в соответствии с положением о внутреннем контроле, содержащим:

цели, задачи и методы осуществления внутреннего контроля;

перечень функций контролера (службы внутреннего контроля);

права и обязанности контролера (службы внутреннего контроля);

перечень осуществляемых организатором торговли мероприятий, направленных на обеспечение независимости контролера (работников службы внутреннего контроля) от структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли, деятельность которых непосредственно связана с возникновением регуляторного риска деятельности по организации торгов;

порядок выявления, анализа, оценки и мониторинга регуляторного риска деятельности по организации торгов, а также порядок управления регуляторным риском деятельности по организации торгов, в том числе порядок принятия решений организатором торговли в рамках управления регуляторным риском;

порядок и критерии признания организатором торговли событий регуляторного риска деятельности по организации торгов существенными, а также перечень видов существенных событий регуляторного риска деятельности по организации торгов;

порядок и критерии признания последствий, указанных в подпункте 2.4.4 пункта 2.4 настоящего Указания, существенными;

порядок учета событий, связанных с регуляторным риском деятельности по организации торгов;

порядок определения вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском деятельности по организации торгов, и количественной оценки возможных последствий, связанных с возникновением указанных событий;

особенности организации и осуществления внутреннего контроля при совмещении деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, а также в случае наличия у организатора торговли филиалов и представительств;

порядок привлечения организатором торговли третьих лиц для осуществления отдельных функций в рамках внутреннего контроля в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Указания (в случае привлечения третьих лиц), а также предъявляемые требования, критерии оценки эффективности осуществления указанными лицами отдельных функций контролера (службы внутреннего контроля) и перечень мероприятий, планируемых к осуществлению организатором торговли на случай реализации рисков, связанных с привлечением третьих лиц;

порядок, периодичность (не реже одного раза в год) и сроки разработки (пересмотра) и утверждения плана деятельности контролера (службы внутреннего контроля), предусмотренного абзацем вторым подпункта 2.4.10 пункта 2.4 настоящего Указания, а также порядок внесения в него изменений;

порядок и сроки подготовки и направления единоличному исполнительному органу организатора торговли на рассмотрение отчетов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым подпункта 2.4.10 пункта 2.4 настоящего Указания, требования к форме и содержанию отчетов, а также периодичность подготовки и направления отчета, предусмотренного абзацем четвертым подпункта 2.4.10 пункта 2.4 настоящего Указания (не реже одного раза в год);

порядок информирования контролером (службой внутреннего контроля) единоличного исполнительного органа организатора торговли о вероятных и (или) наступивших существенных событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов;

порядок информирования структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами организатора торговли контролера (руководителя службы внутреннего контроля) о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов;

порядок, периодичность (не реже одного раза в год) и сроки доведения до сведения совета директоров (наблюдательного совета) организатора торговли информации о результатах осуществления организатором торговли процессов и мероприятий по управлению регуляторным риском деятельности по организации торгов, о мерах, принятых для снижения регуляторного риска, а также направленных на совершенствование управления регуляторным риском;

порядок, периодичность (не реже одного раза в год) и сроки составления и направления единоличному исполнительному органу организатора торговли заключения о соответствии (несоответствии) положения о внутреннем контроле требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, учредительным и внутренним документам организатора торговли;

порядок выполнения структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами организатора торговли требований контролера (службы внутреннего контроля), связанных с осуществлением контролером (службой внутреннего контроля) своих функций.

2.9. Положения, не предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Указания, по решению организатора торговли включаются в положение о внутреннем контроле, если указанные положения соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе пункту 2.8 настоящего Указания.

Положения, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Указания, по решению организатора торговли могут содержаться в одном или нескольких документах организатора торговли.

Глава 3. Требования к порядку осуществления организатором торговли внутреннего аудита

3.1. В рамках осуществления внутреннего аудита, направленного на оценку эффективности и результативности организации и осуществления внутреннего контроля, корпоративного управления и бизнес-процессов организатора торговли, а также организации системы управления рисками организатора торговли и оценку эффективности применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества, организатор торговли должен:

назначить внутреннего аудитора или сформировать службу внутреннего аудита;

разработать документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего аудита (далее - положение о внутреннем аудите), порядок и периодичность его пересмотра (не реже одного раза в год) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям пункта 3.8 настоящего Указания.

3.2. Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета) организатора торговли и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об организованных торгах".

3.3. Организатор торговли в случае временного отсутствия внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) должен назначить лицо, исполняющее обязанности внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), а также создать условия, исключающие возникновение у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита).

В случае отсутствия внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) более четырех месяцев подряд, за исключением отсутствия в течение указанного времени по причине временной нетрудоспособности, организатор торговли должен назначить нового внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), действующего на постоянной основе.

3.4. Передача внутреннему аудитору (службе внутреннего аудита) функций, исполнение которых может привести к конфликту интересов, включая функции, связанные с участием внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в совершении операций и сделок организатора торговли, не допускается.

3.5. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) в рамках организации внутреннего аудита организатором торговли осуществляет следующие функции:

3.5.1. Оценка эффективности и результативности:

корпоративного управления организатора торговли;

бизнес-процессов организатора торговли;

внутреннего контроля организатора торговли;

системы управления рисками организатора торговли (включая эффективность способов (методов) обеспечения информационной безопасности и мер, определенных во внутреннем документе организатора торговли, предусмотренном частью 5 статьи 15 Федерального закона "Об организованных торгах", операционной надежности и бесперебойного (непрерывного) функционирования, защиты от несанкционированного доступа к информационным системам организатора торговли или несанкционированного использования информационных систем организатора торговли);

применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества организатора торговли.

3.5.2. Проведение проверок по всем направлениям деятельности организатора торговли, в том числе любого структурного подразделения (работников структурного подразделения) организатора торговли, всех бизнес-процессов и операций, совершаемых организатором торговли, а также достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, надежности (включая достоверность, полноту и своевременность) ее сбора и представления.

3.5.3. Разработка на основании результатов оценки рисков организатора торговли, изменений в организационной структуре организатора торговли, анализа внедрения новых продуктов, сервисов и функций в рамках осуществляемой организатором торговли деятельности, а также периодичности проверок, проводимых внутренним аудитором (службой внутреннего аудитора), плана работы службы внутреннего аудита, содержащего:

перечень объектов проверок, предусмотренных подпунктом 3.5.2 настоящего пункта, на текущий год;

предмет проверки (в случае если предполагается определить отдельные направления оценки объекта внутреннего аудита);

сроки проведения проверок с указанием отчетных периодов.

3.5.4. Составление актов о результатах проверок, проведенных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита), включающих:

вид (плановая или внеплановая) и основания проведения проверки;

описание объекта и предмета проверки (в случае если внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) определил отдельные направления оценки объекта внутреннего аудита);

сроки проведения проверок;

перечень документов, проанализированных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) в рамках проведенной проверки;

выявленные нарушения, ошибки и недостатки в деятельности организатора торговли;

комментарии руководителей и работников структурных подразделений, в отношении которых проводилась проверка;

выводы и рекомендации, содержащие мероприятия (включая сроки), направленные на устранение выявленных нарушений, ошибок и недостатков, а также предложения о структурном подразделении (структурных подразделениях) и (или) должностном лице (должностных лицах), ответственном (ответственных) за их реализацию.

3.5.5. Подготовка и направление совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли отчета о проведенных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) проверках и ходе выполнения рекомендаций, предусмотренных абзацем восьмым подпункта 3.5.4 настоящего пункта, а также информации о случаях, препятствующих осуществлению внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) своих функций (при наличии таких случаев).

3.5.6. Анализ экономической целесообразности планируемых к внедрению и внедренных организатором торговли новых продуктов и сервисов, планируемых к осуществлению и осуществляемых организатором торговли новых функций, а также анализ совершенных организатором торговли сделок.

3.5.7. Иные функции, определенные положением о внутреннем аудите и осуществляемые организатором торговли в рамках внутреннего аудита.

3.6. По решению организатора торговли внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) входит в состав создаваемых организатором торговли комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями организатора торговли, при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 3.4 настоящего Указания. В случае, указанном в настоящем пункте, внутреннему аудитору (руководителю службы внутреннего аудита) запрещено возглавлять комитет или комиссию, за исключением случаев, когда в компетенцию комитета или комиссии входят исключительно вопросы, связанные с осуществлением внутреннего аудита.

3.7. Организатор торговли должен осуществлять внутренний аудит в соответствии с положением о внутреннем аудите, содержащим:

цели, задачи и методы осуществления внутреннего аудита;

перечень функций внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита);

права и обязанности внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита);

перечень осуществляемых организатором торговли мероприятий в целях обеспечения независимости внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) от исполнительных органов организатора торговли, иных структурных подразделений организатора торговли и работников структурных подразделений организатора торговли;

особенности организации и осуществления внутреннего аудита при совмещении деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, а также в случае наличия у организатора торговли филиалов и представительств;

порядок привлечения организатором торговли третьих лиц для осуществления отдельных функций в рамках внутреннего аудита в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Указания (в случае привлечения третьих лиц), включая предъявляемые к указанным лицам требования, а также порядок привлечения организатором торговли третьих лиц для консультаций по вопросам, связанным с осуществлением внутреннего аудита, при условии отсутствия конфликта интересов между внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) и третьим лицом;

периодичность и порядок проведения внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) проверок, а также форму и сроки составления актов по результатам проверок;

порядок, периодичность (не реже одного раза в год) и сроки подготовки (пересмотра) и утверждения плана работы службы внутреннего аудита, а также порядок внесения в него изменений;

содержание, порядок, периодичность (не реже одного раза в шесть месяцев), сроки подготовки и представления (не позднее 20 рабочих дней после дня окончания отчетного периода) совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли отчета и информации (при наличии), предусмотренных подпунктом 3.5.5 пункта 3.5 настоящего Указания;

форму и способ представления совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли отчета, предусмотренного подпунктом 3.5.5 пункта 3.5 настоящего Указания, и информирования о содержании указанного отчета единоличного исполнительного органа организатора торговли, а также доведения до сведения совета директоров (наблюдательного совета) организатора торговли информации по результатам осуществления анализа, предусмотренного подпунктом 3.5.6 пункта 3.5 настоящего Указания;

запрет на участие внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в совершении операций и сделок организатора торговли;

порядок и сроки составления и направления на рассмотрение (не реже одного раза в год) совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли заключения о соответствии (несоответствии) положения о внутреннем аудите требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, внутренним документам организатора торговли;

порядок выполнения структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами организатора торговли требований внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита), связанных с осуществлением внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) своих функций.

3.8. Положения, не предусмотренные пунктом 3.7 настоящего Указания, по решению организатора торговли включаются в положение о внутреннем аудите при условии соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе пункту 3.7 настоящего Указания.

Положения, предусмотренные пунктом 3.7 настоящего Указания, по решению организатора торговли могут содержаться в одном или нескольких документах организатора торговли.

Глава 4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Указание в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 13 апреля 2018 года N 12) вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

4.2. Со дня вступления в силу настоящего Указания не применять приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 июня 2013 года N 13-53/пз-н "Об утверждении требований к деятельности организатора торговли в части организации системы управления рисками и порядка осуществления внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам организатора торговли", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 22 августа 2013 года N 29760.


Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С.НАБИУЛЛИНА

Вверх

 Сейчас всех бухгалтеров ждут новогодние скидки и подарки!