.

Нужно ли переводить иностранную «первичку»

Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/31506 от 29.04.2019

Первичные учетные документы являются подтверждением данных налогового учета. Когда они составлены на иностранном языке, для того, чтобы расходы по таким документам можно было учесть в базе по налогу на прибыль, бумаги нужно перевести на русский язык.

Первичные документы в налоговом учете – тема, не теряющая своей актуальности.

Налоговый учет по НК РФ

Данные налогового учета у российского налогоплательщика должны отражать, в частности, порядок формирования суммы доходов и расходов и сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  2. аналитические регистры налогового учета;
  3. расчет налоговой базы.

Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).

Обоснование расходов

Расходы по производству и реализации даны в НК РФ. Их перечень не является закрытым и исчерпывающим. Уменьшать прибыль фирмы могут и те расходы, которых в нем нет. Главное, чтобы затраты были связаны с получением дохода.

НК РФ требует, чтобы расходы были обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). И в законе о бухучете сказано, что каждый факт хозяйственной жизни должен оформляться первичными учетными документами (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ).

То есть на тот или иной вид расходов фирмы должны быть документы, которые их подтверждают. Если в затраты включена стоимость материалов – это накладные на оприходование, договор купли-продажи (если он был заключен в письменной форме), счета-фактуры. Если в расходы включены те или иные услуги производственного характера – это договор и акт их сдачи-приемки. По командировочным расходам это проездные документы, приказ о направлении в командировку и т. д.

Обязательные реквизиты первичных документов

Закон № 402-ФЗ дает возможность самостоятельно разрабатывать бланки первичных документов, а также использовать унифицированные формы или сочетать те и другие.

В любом случае форма первичного учетного документа должна содержать следующие обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):

  • наименование документа (формы);
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и (или) денежном выражении с указанием единиц измерения);
  • наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и ее оформления, и их личные подписи. Кроме подписей этих лиц, необходимо указывать их фамилии и инициалы, либо иные реквизиты, которые помогут их идентифицировать.

Если документов нет

Отсутствие первичных документов считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов.

Статья 120 НК РФ устанавливает, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается в том числе отсутствие первичных документов.

Если это грубое нарушение совершено в течение одного налогового периода, то штраф составит 10 000 рублей. Если в течение более одного налогового периода - штраф будет 30 000 рублей.

Если нарушение повлекло занижение налоговой базы, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Чем подтвердить «загранрасходы»

Что касается расходов, понесенных на территории иностранного государства, то подтверждающие их первичные документы могут быть оформлены по обычаям делового оборота, применяемого в иностранном государстве. Также для обоснования этих расходов разрешено использовать документы, которые косвенно их подтверждают (например, таможенные декларации).

Дело в том, что при расчетах с зарубежным партнером у российской организации не всегда есть возможность оформить документы в соответствии с отечественным законодательством. В этой ситуации следует учитывать специфику документооборота иностранного государства.

Если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством иностранного государства на иностранном языке, их нужно обязательно перевести на русский язык. Если это типовые иностранные документы, и фирма получает их регулярно, каждый раз переводить их целиком не обязательно. Достаточно сделать перевод постоянных реквизитов типовой формы, а в дальнейшем переводить только изменяющиеся показатели документа.

Такую рекомендацию дал Минфин в комментируемом письме. Порядок перевода «иностранной первички» следует закрепить в учетной политике.

Сколько лет хранить документы

Поскольку речь пошла о первичных документах, то вспомним еще об одной обязанности налогоплательщиков – хранить в течение четырех лет:

  • данные бухгалтерского и налогового учета;
  • другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.

Основание – подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Этот четырехгодичный срок следует отсчитывать не с даты составления соответствующего документа, а с даты окончания отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов. На это указал Минфин РФ в письме от 19.07.2017 № 03-07-11/45829.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/31506 от 29.04.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-03-06/1/31506 от 29.04.2019

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке оформления первичных учетных документов и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке.

На основании изложенного считаем, что первичные учетные документы, подтверждающие данные налогового учета, если они оформлены в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, и составлены на иностранном языке, должны быть в обязательном порядке переведены на русский язык.

При этом в случае наличия у налогоплательщика первичных документов, составленных на иностранном языке по типовой форме, считаем, что достаточно однократно осуществить перевод на русский язык постоянных показателей типовой формы. В последующем же налогоплательщик осуществляет при необходимости перевод изменяющихся показателей первичного документа.

Также обращаем внимание на то, что НК РФ не регламентируется порядок перевода первичных учетных документов с иностранного на русский язык.


Заместитель директора Департамента В.В.САШИЧЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх